ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

  • Павел Карпович Петров
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, физкультурное образование, сквозные цифровые технологии, физическая культура и спорт, кадры для цифровой экономики

Аннотация

Поставленная в статье цель заключается в обобщении опыта цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта для дальнейшего совершенствования системы подготовки будущих специалистов в условиях появившихся вызовов. Поднимаются вопросы, возникающие в системе подготовки физкультурных кадров в условиях глобальных перемен. На основе анализа научно-методической литературы и опыта научной школы автора показываются основные направления цифровой трансформации, к которым относятся: система подготовки и переподготовки специалистов по физической культуре и спорту (бакалавриат, магистратура, аспирантура), а также различные варианты повышения квалификации; система подготовки спортсменов по различным видам спорта; организация и проведение спортивных соревнований; организация деятельности фитнес-клубов и оздоровительных центров; организация научно-исследовательской и методической работы с использованием цифровых информационных технологий; методика использования современных программно-аппаратных средств для оценки функциональных систем спортсменов и занимающихся физической культурой; осуществление мониторинга физического состояния и здоровья занимающихся физической культурой и спортом; осуществление психодиагностики спортсменов с использованием современных цифровых информационных технологий; организация единого методического пространства в вузах, спортивных организациях, оздоровительных центрах на основе создания информационной среды. Рассматриваются возможности и перспективы использования сквозных цифровых технологий, особенности создания и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов. Материал статьи будет полезен преподавателям, научным и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта для дальнейшего совершенствования системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условиях цифровой трансформации.

Литература

1. Ахмедзянов Э.Р. Подготовка судей по восточному боевому единоборству кобудо на основе информационных технологий / Э. Р. Ахмедзянов, О. Б. Дмитриев, П. К. Петров // Теория и практика физической культуры. 2018. № 12. С. 85-87.
2. Берг А.И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении. М.: «Энергия». 1964. 64 с.
3. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы: учеб. Пособие. М.: «Высшая школа», 1970. 300 с.
4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
5. Глушков В.М. Кибернетика и педагогика (о некоторых перспективах развития и применения обучающих машин) // Наука и жизнь, 1964. №1. С.16-24.
6. Дорожные карты по сквозным цифровым технологиям. URL: https://www.digital-energy.ru/trends/analytics/projects/digital-technology/ (дата обращения: 6.02.2023).
7. Как блокчейн может упростить образовательные процессы. URL: https://uprav.ru/blog/blokcheyn-i-obrazovanie/ (дата обращения: 10.02.2023).
8. Колин К.К. Информатика и образование на пороге ХХI века // Педагогическая информатика. 1999. № 3. С.34-40.
9. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. 523 с.
10. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. (2017) Экспертно-аналитический доклад. М.: ЦСР. Электронный ресурс. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya revolutsiya-2017-10-13.pdf (дата обращения: 5.03.2018).
11. Новоселов М.А. Подготовка кадров для цифровой трансформации физической культуры и спорта // Цифровая трансформация отрасли «Физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров: материалы Межрегионального круглого стола, 22 апреля 2021 года / Под ред. М.А.Новоселова. М., 2021. С.73-78.
12. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие / П. К. Петров. Саратов: Вузовское образование, 2020. 377 c.
13. Петров П.К. Компьютерный спорт как инструмент цифровой трансформации физкультурного образования // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31707 (дата обращения: 14.02.2023).
14. Петров П.К. Особенности создания и использования дистанционных курсов по спортивно-педагогическим дисциплинам в системе электронного обучения // Теория и практика физической культуры. 2018. №12. С. 12-14.
15. Петров П.К. Современные цифровые образовательные технологии в реализации профессионального стандарта «Спортивный судья» / П.К. Петров, Э.Р. Ахмедзянов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т.5. №1. С.58-67.
16. Петров П.К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. М.; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. 447 с.
17. Петров П.К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29916 (дата обращения: 12.02.2023).
18. Петров П.К. Цифровые тренды в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2021. №12. С. 6-8.
19. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. 2 июня 2017 г. Санкт-Петербург. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 25.01.2023).
20. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования // Педагогическая информатика. 2019. №1. С.108-121.
21. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М.: ИИО РАО. 356 с.
22. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования / И. В. Роберт // Проблемы развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования : Сборник научных трудов / Составители: В.Г. Мартынов, В.М. Жураковский. Москва : Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2022. С. 30-69. - EDN HJBCTU.
23. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическим системами: учебное пособие. 3-е издание, исправ. и доп. М.: Педагогическое общество России. 1999. 430 с.
24. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ. 1969. 132 с.
25. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1985. 343 с.
26. Технология блокчейн в образовании. URL: https://lala.lanbook.com/tekhnologiya-blokchejn-v-obrazovanii (дата обращения: 10.02.2023).
27. Тихонов И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе. М.: «Советское радио». 1970. 200 с.
28. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
29. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
30. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / А.Ю. Уваров; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с.
31. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting Paperback - July 21, 1976. 616 p.
32. CCR competencies / Sub-competencies framework, REV. 1.0 - July 2019. Center for Curriculum Redesign. https://curriculumredesign.org/framework/. https://www.digital-energy.ru/trends/analytics/projects/digital-technology/ (дата обращения: 6.02.2023).
33. MacDougal W. Industry 4.0 smart manufacturing for the future. GTAI, 2014. [Электронный ресурс, 5.03.2018]. URL: https://www.gtai.de/GTAI/Content/EN/Invest/_SharedDocs/Downloads/GTAI/Brochures/Industries/industrie 4.0-smart manufacturing-for-the-future-en.pdf.
34. Masuda J. The Information Society as Post-industrial Society. Tokyo, 1980. 512 p.
35. New vision for education. Unlocking the potential of technology / World Economic Forum. 2015. [Электронный ресурс, 5.03.2018]. URL: http://widgets.weforum.org/nve-2015/.
36. Osburg T. Industry 4.0 needs education 4.0. Published on October 27, 2015. www.linkedin.com/pulse/industry-40-needs-education-thomas-osburg+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=en (дата обращения: 27.01.2023).
37. Skinner B.F. Teaching machines // Scientific American. 1961. V. 205. № 5. P. 30-46.
38. Stonier T. The wealth of information : a profile of the post-industrial economy. L., 1983. 224 p.
39. Toffler A. Previews and premises. NY.: Morrov, 1983, 230 p. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17162 (дата обращения: 12.02.2023).
Поступила в редакцию 2023-02-18
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Педагогика
Страницы
162-173