РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

  • Полина Александровна Бычкова
    • ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые технологии, отношение к цифровым образовательным технологиям, пандемия COVID-19, студенты

Аннотация

Пандемия COVID-19 ускорила неизбежные процессы цифровизации образования, на практике показала «плюсы» и «минусы» использования цифровых образовательных технологий, заострила многие вопросы, связанные с внедрением цифровых технологий в процесс обучения. В связи с этим многочисленные отечественные и зарубежные исследования последних трех лет посвящены различным психологическим аспектам проблемы цифровизации образования, в том числе восприятию и субъективному отношению к цифровым технологиям участников образовательного процесса. Одним из актуальных направлений подобных исследований является анализ изменения отношения к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии по мере перехода к дистанционным формам обучения, который позволяет определить факторы, затрудняющие или способствующие оптимальной цифровизации учебного процесса. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований отношения студентов к цифровым образовательным технологиям, проведенных до и после начала пандемии. Цель - выявление и сравнение тенденций изменения отношения к использованию цифровых технологий в образовании студентов из разных стран и на разных этапах пандемии COVID-19. В результате установлено, что отношение студентов к использованию цифровых технологий в образовании до начала пандемии значительно отличалось в разных странах, что, скорее всего, связано с различным уровнем цифровизации высшего образования и технологического оснащения университетов в этот период. Показаны существенные изменения отношения к цифровым образовательным технологиям в самом начале пандемии и их относительная стабилизация в дальнейшем у российских студентов. Выявлено, что преимущества и недостатки цифровых образовательных технологий, перечисленные российскими студентами и студентами из других стран, в целом совпадают. Научная новизна теоретического исследования заключается в том, что полученные результаты сфокусированы на выявлении тенденций изменения отношения к использованию цифровых технологий в образовании в период пандемии и по мере перехода к дистанционным формам обучения студентов вузов из разных стран, в том числе из России. Полученные данные могут быть использованы при разработке практических рекомендаций для психологов и преподавателей вузов с целью повышения эффективности применения цифровых технологий в учебном процессе.

Литература

1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.
2. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты России об обучении в период пандемии Covid-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. C. 211-224. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224.
3. Белинская Е.П., Федорова Н.В. Личностные факторы оценки эффективности дистанционного образования // Образование личности, 2020. № 1-2. С. 44-53.
4. Бычкова П.А. Психологические особенности студентов и их отношение к цифровым образовательным технологиям: ВКР магистра: 37.04.01. - Психология / [Место защиты: РУДН]. Москва, 2020. 105 с.
5. Горбунова Т.Н., Леонтьев А.Н. Исследование процессов перехода к u-learning в сфере образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 75-78. doi: 10.26140/bgz3-2021-1001-0017.
6. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2-ое изд., расш., испр. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
8. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 611-621. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621.
9. Нестик Т.А., Патраков Э.В., Самекин А.С. Психология отношения человека к новым технологиям: состояние и перспективы исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 2041-2050.
10. Новикова И.А., Бычкова П.А. Изменение отношения к цифровым образовательным технологиям у студентов в процессе пандемии COVID-19 // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12-13 мая 2021 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 411-414.
11. Новикова И.А., Бычкова П.А. Отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов разных направлений обучения // Личность в современном мире: образование, развитие, самореализация: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции / под ред. С.И. Кудинова, О.Б. Михайловой. М.: РУДН, 2020. С. 469-476.
12. Новикова И.А., Бычкова П.А., Новиков А.Л. Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии COVID-19 // Ценности и смыслы. 2021. № 2. С. 23-44. doi: 10.24412/2071-6427-2021-2-23-44.
13. Попова О.И. Цифровизация образования и бренд вуза: отношение студентов к процессам // Вопросы управления. 2019. № 3 (39). С. 245-250. doi: 10.22394/2304-3369-2019-3-245-250.
14. Пошехонова В.А. Образовательная гуманитарная технология цифрового поколения // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С 13-20.
15. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Технофилы и технофобы // Дети в информационном обществе. 2016. № 25. С. 20-29.
16. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305.
17. Andrew M., Taylorson J., Langille D.J., Grange A., Williams N. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE // Journal of Information Technology Education: Research. 2018. Vol. 17. Pp. 309-344. doi: 10.28945/4111.
18. APA dictionary of psychology / Ed. by G.R. VandenBos. 2nd ed. American Psychological Association: Washington, 2015. 1204 p. doi: 10.1037/14646-000.
19. Bhagat K.K., Wu L.Y., Chang C.-Y. The impact of personality on students’ perceptions towards online learning // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 35. No 4. Pp. 98-108. doi: 10.14742/ajet.4162.
20. Bond M., Marín V.I., Dolch C., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. P. 48. doi: 10.1186/s41239-018-0130-1.
21. Chaturvedi K., Vishwakarma D.K., Singh N. COVID-19 and its impact on education, social life and mental health of students: a survey // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 121. Article 105866. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105866.
22. Corell-Almuzara A., López-Belmonte J., Marín-Marín J.-A., Moreno-Guerrero A.-J. COVID-19 in the field of education: state of the art // Sustainability. 2021. Vol. 13. No 10. P. 5452. doi: 10.3390/su13105452.
23. Duncan D.G., Barczyk C.C. Facebook’s effect on learning in higher education: an empirical investigation // Information Systems Education Journal. 2016. Vol. 14. No 3. Pp. 14-28.
24. Gray J.A., DiLoreto M. The effects of student engagement, student satisfaction, and perceived learning in online learning environments // International Journal of Educational Leadership Preparation. 2016. Vol. 11. No 1.
25. Guillén-Gámez F.D., Romero Martínez S.J., Ordóñez Camacho X.G. Diagnosis of the attitudes towards ICT of education students according to gender and educational modality // Apertura. 2020. Vol. 12. No 1. doi: 10.32870/ap.v12n1.1786.
26. Novikova I., Bychkova P. Attitudes towards digital educational technologies, academic motivation and academic achievements among Russian university students // Digital Transformation and Global Society. DTGS 2021. Communications in Computer and Information Science / ed. by D.A. Alexandrov, A.V. Boukhanovsky, A.V. Chugunov, Y. Kabanov, O. Koltsova, I. Musabirov, S. Pashakhin. Cham: Springer, 2022. Vol. 1503. Pp. 280-293. doi: 10.1007/978-3-030-93715-7_20.
27. Novikova I., Bychkova P., Zamaldinova G.N. Personality traits and attitude towards digital educational technologies in Russian university students // INTED2021 Proceedings. 15th International Technology, Education and Development Conference (March 8-9, 2021 - Valencia, Spain). Valencia: IATED, 2021. Pp. 9999-10005. doi: 10.21125/inted.2021.2087.
28. Novikova I.A., Bychkova P.A., Novikov A.L. Attitudes towards Digital Educational Technologies among Russian University Students before and during the COVID-19 Pandemic // Sustainability. 2022. Vol. 14. Iss. 10. P. 6203. doi: 10.3390/su14106203.
29. Novikova I.A., Bychkova P.A., Novikov A.L., Shlyakhta D.A. Personality traits and academic motivation as predictors of attitudes towards digital educational technologies among Russian university students // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2022. Vol. 19. No 4. Pp. 689-716. doi: 10.22363/2313-1683-2022-19-4-689-716.
30. Ozdamli F. Attitudes and opinions of special education candidate teachers regarding digital technology // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2017. Vol. 9. No 4. Pp. 191-200. doi: 10.18844/wjet.v9i4.2581.
31. Peytcheva-Forsyth R., Yovkova B., Aleksieva L. Factors affecting students’ attitudes towards online learning - the case of Sofia University // AIP Conference Proceedings. 2018. Vol. 2048. No 1. Article e020025. doi: 10.1063/1.5082043.
32. Radu M.-C., Schnakovszky C., Herghelegiu E., Ciubotariu V.-A., Cristea I. The impact of the COVID-19 pandemic on the quality of educational process: a student survey // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No 21. P. 7770. doi: 10.3390/ijerph17217770.
33. Rizun M., Strzelecki A. Students’ acceptance of the COVID-19 impact on shifting higher education to distance learning in Poland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No 18. P. 6468. doi: 10.3390/ijerph17186468.
34. Santos H., Batista J., Marques R.P. Digital transformation in higher education: the use of communication technologies by students // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 164. Pp. 123-130. doi: 10.1016/j.procs.2019.12.163.
35. Vladova G., Ullrich A., Bender B., Gronau N. Students’ acceptance of technology-mediated teaching - how it was influenced during the COVID-19 pandemic in 2020: a study from Germany // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article 636086. doi: 10.3389/fpsyg.2021.636086.
Поступила в редакцию 2023-02-18
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Педагогика
Страницы
184-192