ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

  • Татьяна Владимировна Излученко
    • Сибирский федеральный университет
Ключевые слова: религиозные экстремистские объединения, комплексный подход, методология, принцип дополнительности, эклектичность, научный метод

Аннотация

Религиозный экстремизм является сложным, многоаспектным явлением, обладающим деятельностной, идеологической и организационной составляющими. Наибольшую угрозу он представляет, реализуясь в форме религиозных экстремистских объединений. Изучение их деятельности в рамках какого-либо отдельного социально-гуманитарного направления и введение большого количества понятий, сущностно обозначающих одно и то же, приводят к фрагментарности и многообразию несогласованных, противоречивых концепций и теорий. Цель работы - определить эффективность комплексного подхода, включающего методы социальной философии, социальной психологии, социальной антропологии и когнитивного религиоведения, для изучения религиозных экстремистских объединений. Постструктуралистский подход позволяет рассматривать религиозный экстремизм как политический конструкт, обусловленный социально-культурными и психологическими условиями. Феноменологический подход - выявлять механизмы конструирования религиозным экстремизмом альтернативной социальной реальности. Структурно-функциональный подход - религиозных экстремистов как действующих субъектов, реализующих социальную инициативу, а религиозные экстремистские объединения - как социальные системы. Результаты проведенного исследования формулировались посредством общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и абстрагирования. На основе принципа дополнительности методы из различных научных областей дополняются друг другом. Комплексный подход важно отделять от эклектичности при построении методологии исследования, которая не позволяет установить взаимосвязи на каждой ступени познания, выявить закономерности, совместность различных детерминаций. Центральным моментом выступают последовательность применения методов и их дополнительности, чтобы исключить неуместное смешение. Это позволяет систематизировать социально-философскую составляющую религиозной экстремистской идеологии, социально-антропологические отличия религиозной экстремистской деятельности, когнитивные искажения религиозного экстремистского сознания и ингрупповой фаворитизм, аутгрупповую агрессию, социальную и религиозную идентичность религиозных экстремистских объединений.

Литература

1. Антонян Ю.М., Юрасова Е.Н. Экстремистское и террористическое поведение с позиций глубинной психологии // Научный портал МВД России. 2010. № 2. С. 3-10.
2. Бакулина М.С. Системный и комплексный подходы: сходства и различия // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 168-173.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 389 с.
5. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал. М.: Интерсоцис, 2009. 164 с.
6. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.
7. Гребенщиков И.В. Государство и юридическое поле в дискурсе об экстремизме // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 67-71.
8. Данилов А.В. Религия, экстремизм, насилие // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2018. № 3. С. 67-73.
9. Дворкин А.Л. «Контроль сознания» и «промывание мозгов» - насколько все же эти термины применимы к сектам? // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2018. № 28. С. 147-150.
10. Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. М.: Канон-Пресс, 2000. 288 с.
11. Ефимова О.В. Комплексный подход к анализу денежных потоков в условиях высокой неопределенности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 3. С. 5-18.
12. Ефремова О.Н., Ковалева Г.П. Религиозный фанатизм как предпосылка экстремизма // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020. № 2, т. 1. С. 37-40.
13. Красиков В.И. В экстриме. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания. М.: Водолей Publishers, 2006. 496 с.
14. Лукашова М.А. Оценка конкурентоспособности предприятия торговли на основе комплексного подхода // Стратегия предприятия в контексте повешения его конкурентоспособности. 2019. № 8. С. 38-43.
15. Никишин В.Д. Словесный религиозный экстремизм: правовая квалификация, экспертиза, судебная практика. М.: Проспект, 2022. 239 с.
16. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления. Научная монография / Под общей ред. проф. М. Я. Яхьяева. М.: Парнас. 2011. 296 с.
17. Старосельцева М.М., Плюх Е.И. Религиозный экстремизм: интерпретация понятия? // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 57-60.
18. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М.: Изд-во «Э», 2017. 368 с.
19. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
20. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. 318 с.
21. Хайдаров Р.Дж. Религиозно экстремистские группировки как инструмент достижения геополитических целей Запада в Центральной Азии // Известия института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана. 2022. № 2. С. 128-133.
22. Щеглихина Л.В., Минхина А.Н. Инновационный подход к комплексному лечению эндометриоза // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019. № 6, т. 36. С. 32-36.
23. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
24. Ярахмедов Г.А. Комплексный подход в обучении математике в высшей школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3. С. 112-115.
25. Agnati L., Marcoli V., Agnati U., Ferraro L., Guidolin D., Maura G. The mis-exaptation of the prediction capability of humans and emergence of intolerant religious beliefs // Neurology, Psychiatry and Brain Research. 2017. Vol. 23. P. 43-53.
26. Atran S., Ginges J. Religious and Sacred Imperatives in Human Conflict // Science. 2012. Vol. 336, is. 6083. P. 855-857.
27. Beller Joh., Kroger C. Religiosity, Religious Fundamentalism, and Penaceived Threat as Predictors of Muslim Support For Extremist violence // Psychology of Religion and Spirituality. 2018. Vol. 4, is. 10. P. 345-355.
28. Boyer P. Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought. N.-Y.: Basic Books, 2001. 375 р.
29. Crenshaw M. The logic of terrorism: terrorist behavior as a product of strategic choice // Victoroff J., Kruglanski A.W. (Eds.). Psychology of Terrorism: Classic and Contemporary Insights. N.-Y.: Psychology press, 2009. P. 371-382.
30. Güth W. On ultimatum bargaining experiments - A personal review // Journal of Economic Behavior and Organization. 1995. Vol. 27, is. 3. P. 329-344.
31. Janis I. Groupthink: psychological studies of policy decisions and fiascoes. Boston: Houghton Mifflin, 1982. 334 p.
32. Juergensmeyer M. Terror in the Mind of God: the Global Rise of Religious Violence. Berkeley: University of California Press, 2003. 319 p.
33. Kruglanski A., Fernandez J., Factor A., Szumowska E. Cognitive mechanisms in violent extremism // Cognition. 2019. Vol. 188. P. 116-123.
34. Posłuszna E. Terrorism of Lone Wolves // Safety & Defense. 2020. Vol. 6 (1). P. 109-118.
35. Prooijen J.-W., Kuijper S. A comparison of extreme religious and political ideologies: Similar worldviews but different grievances // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 159, 109888.
36. Pyatanova V. I. New Paradigm of a Company’s Competitiveness: Complex approach // Upravlenie. 2022. Vol. 1, iss. 10. P. 36-41.
37. Tajfel H. Cognitive aspects of prejudice // Reprinted in Journal of Social Issues. 1969. Vol. 25, iss. 4. P. 79-97.
Поступила в редакцию 2023-08-09
Опубликована 2023-09-22
Раздел
Философия
Страницы
215-223