ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И ОБЩЕНАУЧНОМ ИЗМЕРЕНИЯХ

  • Галина Владимировна Болбас
    • Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка
Ключевые слова: генезис природосообразного воспитания, педагогическая мысль, идеалосообразность, метафорическое мышление, биоморфизм, социоморфизм, антропоморфизм

Аннотация

Глобальность происходящего в мире и понимание его последствий для цивилизации требуют переосмысления вопросов взаимодействия с объективной реальностью, осознания единства и целостности законов окружающей среды и человека, изменения направленности его деятельности в сторону создания гармоничных отношений с природой и социумом. Это актуализирует наше исследование, посвященное феномену природосообразного воспитания, который заключает в себе идею согласования процесса формирования личности с общими законами развития природы и законами природы самого человека, что способствует его гармонизации с социальным и природным окружением. Цель настоящей статьи заключается в выявлении сущности и особенностей природосообразного воспитания. Историко-педагогическое измерение данного педагогического феномена сделало возможным проследить его генезис и определить сопряжение природосообразного воспитания с идеалосообразностью, проявляющееся в антропологической направленности исследуемого явления. Сравнительно-исторический и причинно-следственный анализ позволил раскрыть сущность природосообразного воспитания, отражающуюся в направленности процесса формирования личности на ее органичное и гармоничное приспособление к миру природы и социума, экологичное формирование безусловной связи со средой. В рамках общенаучного измерения выявлено, что природосообразное воспитание обусловило развитие научно-теоретического знания о воспитании, актуализируется при смене научных парадигм, является результатом синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания, отражает в себе единство эмоционального и рационального начал в осмыслении педагогических явлений и процессов. Практическая значимость результатов заключается в их использовании при разработке учебных и методических пособий по педагогике, истории педагогики, а также в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Литература

1. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 704 с.
2. Аристотель. Сочинения: в 4 т.; пер. с греч. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
3. Аристотель. Сочинения: в 4 т.; пер. с греч. П.Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. Т. 3. 613 с.
4. Байкова Е.В. Биоморфизм как система образного моделирования в культуре: дис. … докт. культурологии: 24.00.01. Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2011. 394 с.
5. Бакина В.И. Взаимоотношения макрокосмоса и микрокосмоса в ранней древнегреческой философии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Философия. 2000. № 5. С. 21-30.
6. Беляев Г.Ю. Эволюция представлений о природосообразности обучения в контекстах изменения теории воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 50-57.
7. Бердяев H.А. О рабстве и свободе человека Опыт персоналистической философии. URL: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1939_036_02.html
8. Болбас Г.В. Основные факторы и механизмы формирования феномена природосообразного воспитания // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. материалов Всерос. (с междун. участ.) науч.-практ. конф. (Белгород, 18 февраля 2022 года). В 5 т. Т. 2 / отв. ред. Н.В. Посохова и др. Белгород: БГИИК. 2022. С. 13-16.
9. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: в 2 кн. М.: Наука, 1977. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. 192 с.
10. Гиппократ. Сочинения: в 3 т.; пер. с греч. В.И. Руднева. М.: Медгиз, 1944, Кн. 2. 512 с.
11. Демокрит. Фрагменты о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики; сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. С. 9-10.
12. Дистервег А. О высшем принципе воспитания // Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 215-227.
13. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. № 7. С. 193-197.
14. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова; 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
15. Медынский Е.Н. Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики // Советская педагогика. 1956. № 8. С. 52-67.
16. Остапенко А.А. Педагогика со-Образности. Очерки и эссе. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. 184 с.
17. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1965. Т. 3. 635 с.
18. Петровский В.А. Логика «Я»: персонологическая перспектива. М.: Изд-во САМГУ, 2009. 303 с.
19. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. С. 199-296.
20. Титова Т.А. Антропоморфизм как способ освоения действительности: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 Казан. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2013. 30 с.
21. Тришкина О.В. Метафора: функционирование и когнитивное значение // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. Сер. Философия. 2005. Т. 5. № 12. С. 117-133.
22. Хуторской А.В. Принципы сообразности в образовании. Какими из них вы руководствуетесь и почему? URL: http://khutorskoy.ru/be/2019/0927/
Поступила в редакцию 2022-11-17
Опубликована 2023-09-22
Раздел
Педагогика
Страницы
268-275