РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

  • Татьяна Александровна Челнокова
    • Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
Ключевые слова: образовательная среда, инклюзивная культура, социализация, адаптация, адаптационные ресурсы личности, зона развития, фасилитация, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

Статья обращена к проблеме развития адаптационных ресурсов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптационный потенциал которых ниже, чем у нормотипичных сверстников. В статье раскрываются два направления деятельности, способствующих включению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду: повышение уровня адаптивности самой среды; развитие адаптационных механизмов обучающихся. Цель исследования заключалась в выявлении и описании условий развития адаптационных ресурсов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на этапах школьного обучения. В качестве гипотез исследования были сформулированы предположения о том, что возможность развития адаптационных ресурсов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет успешной, если обеспечить педагогическое содействие активизации действия адаптационных механизмов с учетом их связи с познавательными процессами, навыками целеобразования и целеполагания, общения; целенаправленно повышать уровень адаптационного потенциала личности, что сделает значительно шире диапазон условий внешней среды, к которым сможет приспособиться ребенок; активно реализовывать на практике идеи фасилитации, решать задачи в области развития эмоционального интеллекта, применяя современные технологии коррекционно-развивающей деятельности. Основным методом исследования стал метод теоретического анализа, позволяющий осуществить анализ проблемы адаптации, социализации, фасилитации в современных научных исследованиях. Техники и методики, способствующие повышению адаптационных ресурсов обучающихся, могут быть использованы в системе инклюзивного образования.

Литература

1. Аленкуц Л.Г. Школьная адаптация как фактор социализации детей с особенностями психофизического развития // Наука - Образованию, Производству, Экономике. Материалы XVI (63) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2011. С. 348-350.
2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
4. Борба М. Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 300 с.
5. Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М. Психокоррекционная программа педагога-психолога для обучающихся начальных классов с задержкой психического развития // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под научной редакцией Е.Л. Инденбаум, 2020. С. 91-100.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М: Смысл; Изд-во «Эксмо», 2004. 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
7. Вульфов В.Д., Иванов В.Д. Время взрослых поступков: диалоги о юности и её проблемах. М.: Новая школа, 1993. 160 с.
8. Гоулман Д.Г. Эмоциональный интеллект /пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
9. Кожемякина О.А., Ярышева А.А., Складенюк В.Н. Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ средствами интегрированной работы психолога и педагога // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 2018. С.249-254.
10. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
11. Кравченко А.И. Социология: учебник и практикум для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 433 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
13. Лукашенко Д.В. Закономерности и механизмы развития адаптивного потенциала личности // Человеческий капитал. 2013. № 1 (4 9). С.195-198.
14. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х частях. М.: Печатный двор, 1996. 182 с.
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 8-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 240 с.
16. Нигматов З.Г., Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Инклюзивное образование: история, теория, технология. Институт экономики управления и права (г. Казань). Казань: Познание, 2014. 220 с.
17. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. Изд. стереотип. М.: URSS. 2020. 480 с.
18. Петрович О.Г. Исследование лучших практик дополнительного образования в отдельных организациях для детей с ОВЗ // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2 (22). С. 37-45.
19. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2019. 527 с.
20. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm.
21. «Об образовании в РФ»: Федеральный закон № 273-ФЗ. URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/ (дата обращения: 4.01.23).
22. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: избранные психологические труды. М.; Воронеж: Институт практической психологии: НПО «Модек», 1996. 512 с.
23. Цыденова Л.В. Управление социальной адаптацией детей-инвалидов в школьном (общем) образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2005. 16 с.
Поступила в редакцию 2023-07-18
Опубликована 2023-09-22
Раздел
Педагогика
Страницы
288-296