РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД В ИНОЯЗЫЧНОМ ИНКЛЮЗИВНОМ УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ФИЛОЛОГИЯ»

  • Наталья Евгеньевна Брим
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Наталия Юрьевна Милютинская
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: иностранный язык, инклюзивное учебное взаимодействие, ролевая игра, методы обучения, педагогическая поддержка

Аннотация

В статье рассматриваются эффективные методы организации инклюзивного учебного взаимодействия, базирующегося на системополагающих принципах инклюзивного образования, идеях гуманизма, положениях личностно-ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов. Ролевая игра как интерактивный метод обучения на занятиях по иностранному языку представляется заданной ситуацией, приближенной к реальным условиям и способствующей развитию заинтересованности и мотивированности студентов инклюзивной группы посредством педагогической поддержки. Целью статьи является анализ преподавательского опыта использования ролевых игр на уровне вводно-мотивационного, операционально-познавательного, рефлексивно-оценочного компонентов и эмпирическое доказательство эффективности ролевой игры в контексте иноязычной подготовки студентов инклюзивной группы направления «Филология». Гипотеза исследования заключается в доказательстве эффективности ролевой игры в процессе обучения иностранному языку обучающихся инклюзивной группы. В эксперименте приняло участие 46 бакалавров филологии (3 юноши и 43 девушки), средний возраст которых составил 19,2 года. В коммуникативно-деятельностном и профессиональном блоках предлагаются разработанные по определенному алгоритму ролевые игры в рамках профессионального инклюзивного образования, что составляет научную новизну исследования, базирующегося на методах индивидуальной экспертной оценки, нестандартизированного простого наблюдения, математической статистики. Результатом опытно-экспериментальной работы явились значимые сдвиги в динамике изменения коэффициента уровня оценки деятельности студентов инклюзивной группы (р=0,0001), что подтверждает эффективность использования ролевой игры в иноязычном инклюзивном учебном взаимодействии. Ролевую игру как интерактивный метод предлагается использовать на занятиях по иностранному языку со студентами направления подготовки «Филология».

Литература

1. Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., Курбанова А.Т., Нигматуллина И.А. и др. Инклюзивная практика в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2015. 224 с.
2. Брим Н.Е., Милютинская Н.Ю. Из опыта организации инклюзивного учебного взаимодействия в иноязычной подготовке бакалавров филологии // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, вып. 3. С. 331-342.
3. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1999. С. 21-25.
4. Зорина Е.Е. Особенности организации иностранному языку в вузе лиц с особыми образовательными потребностями // Наука и образование: новое время. 2017. № 5 (22). С. 383-388.
5. Кокорина Е.А. Вновь об особенностях обучения иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья на примере заикания // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 71-75.
6. Конвенция о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106 // Гарант: информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 25.06.2023).
7. Левшунова Ж.А. Инклюзивное образование: учеб. пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т. 2017. 114 с.
8. Макарова Т.С. Инклюзивное иноязычное образование: ситуативные методы формирования методической компетенции учителя иностранного языка // Актуальные вопросы современной лингвистики: сб. науч. ст. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2017. С. 94-99.
9. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-spetsialnym-usloviyam-obespecheniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-invalidov-v-organizatsiyah-professionalnogo/viewer (дата обращения: 26.06.2023).
10. Морозов А.В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 1-5. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56111.htm (дата обращения: 25.06.2023).
11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение. 1985. 87 с.
12. Ротарь Е.П. Методика полного усвоения Границкой. [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/79/005/94078.php (дата обращения: 25.06.2023).
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование. 1998. 256 с.
14. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. URL: https://lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?ELEMENT_ID=2901 (дата обращения: 25.06.2023).
15. Трохина Т.О. Педагогика инклюзивного образования. Методы инклюзивного обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/pedagogika-inklyuzivnogo-obrazovaniya-osobennosti-metodiki-metody-inklyuzivnogo-obucheniya-4376607.html (дата обращения: 25.06.2023).
16. Файзрахманова А.Т., Залялетдинова А.Д., Федорова Н.А., Миндукова Ю.Е. и др. Исследование самодетерминации студенческой молодежи в условиях инклюзивного образования в федеральном университете // Конкурс проектов на соискание грантов для выполнения научно-исследовательских работ студенческими научными коллективами КФУ. Заявка № 15. 2014.
17. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.06.2023).
18. Федина А.В. Современные технологии развития навыков общения у детей с ОВЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-sovremennie-metodi-razvitiya-navikov-obscheniya-u-detey-s-ovz-3401512.html (дата обращения: 25.06.2023).
19. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
20. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психология. 2014. №1. С. 54-62.
Поступила в редакцию 2023-06-27
Опубликована 2023-09-22
Раздел
Педагогика
Страницы
297-309