СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

  • Валерий Александрович Зобков
    • Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Ключевые слова: жизнедеятельность, перспективные цели, смысловые характеристики, отношение, жизнь, человек, этапы развития

Аннотация

Цель исследования - выявить в триединстве отношения человека к жизнедеятельности смысловые содержательно-динамические характеристики отношения к себе, деятельности, другим людям с психологической интерпретацией. Показано, что триединство отношений, имея системно-структурное строение и содержание, характеризуется целостностью, динамичностью, сменой доминирующих компонентов в триединстве отношений, содержательно-смысловыми характеристиками, находящими отражение в целеполагании человека. Системно-структурное строение представлено индивидным уровнем развития отношений (от рождения до шести-семи лет), личностным (от 6-7 до 21-22 лет), субъектным (от 21-22 до 60-65 лет), имеющими свои содержательно-смысловые характеристики, отражённые в специфике этапных и перспективных целей. Индивидный уровень развития ребёнка закладывает основы смысловых характеристик, проявляющиеся в формировании объективно-психологических черт как смысловых характеристик: от рождения до трёх-пяти - понимание-исполнительность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, дополняясь в дальнейшем (пять-семь лет) организованностью и дисциплинированностью. Личностный уровень развития отношений и смысловых характеристик является важным временным отрезком активного формирования содержания Я-отношения, как внутренне-внешней сущности человека - Я-отношение/личность. Я-отношение/личность позволяет реализовать отношение к различным сторонам жизнедеятельности человека как Я-отношение к отношению. Важнейшими смысловыми характеристиками Я-отношения выступают ответственность, самостоятельность, инициативность. В зависимости от содержания Я-отношения определяется специфика перспективного и этапного целеполагания, смысловая активность. На субъектном уровне смысловые характеристики функционирования человека зависят от особенностей отношения его к другим людям. Отношение к другим людям на этом жизненном этапе в структуре триединства отношения человека к жизнедеятельности занимает доминирующую позицию. Важнейшей смысловой характеристикой выступает ответственность. Полученные результаты могут быть использованы для научного обоснования практических рекомендаций для психологов, учителей, воспитателей, родителей, а также в практике индивидуального и семейного консультирования.

Литература

1. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
3. Зобков А.В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности // Системная психология и социология, 2017. №3 (23). С. 12-23.
4. Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. Владимир, Калейдоскоп, 2011. 264 с.
5. Зобков В.А. Генезис отношения человека к жизнедеятельности. Владимир: Транзит-Икс, 2016. 97 с.
6. Зобков В.А. Системно-структурный подход в воспитании позитивного отношения детей и учащейся молодёжи к жизнедеятельности // Вестник Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2021, № 47 (66). С. 124-135.
7. Кулешова Е.Н. «Смысл жизни» и «отношение»: о соотношении // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Эл. сборник мат-лов XXV Международного симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. М.: ФГБНУ Психологический институт РАО, 2020. С. 47-50.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
9. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалёва. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 400 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.
11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
12. Чудновский В.Э. О смысле и бессмыслице нашей жизни / Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского / Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинского. 2-е изд., стереотип. М.: Смысл, 2021. С. 50-56.
13. Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 1. С. 5-19.
Поступила в редакцию 2023-08-02
Опубликована 2023-09-22
Раздел
Дискуссии
Страницы
310-317