РОЛЬ КОМПОНЕНТОВ ФОРМАЛЬНОГО И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ СУБЪЕКТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Статья посвящена роли компонентов формального интеллекта и диалектического мышления в становлении субъектности детей дошкольного возраста. Актуальность работы обусловлена тем, что, согласно современным исследованиям диалектического мышления взрослых, оно рассматривается как постформальная стадия развития интеллекта, начальные же формы диалектического мышления обнаруживаются уже у дошкольников. Исследование основывается на двух методиках: «Восприятие пространственных отношений с противоположной позиции» и «Что бывает одновременно…». Выяснилось, что успешность выполнения заданий каждой из них друг другу не соответствует. Это свидетельствует о том, что избранные методики опираются на разные механизмы, характеризуя в одном случае развитие формального интеллекта, а в другом - диалектического мышления. Видимо, оба они участвуют в развитии субъектности дошкольников. Полученные результаты указывают на необходимость дальнейшего изучения этой проблемы.
Литература
2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006.
3. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М.: ПИ РАО, СПб.: Нестор-История, 2014.
4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.
5. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
6. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001.
7. Basseches M. Dialectical thinking and adult development. Norwood, N.J.: Ablex, 1984.
8. Basseches M. The development of dialectical thinking as an approach to integration // Integral Leadership Review. 2005. № 1. Р. 47-63.
9. Piaget J. Las formas elementales de la dialectica. Barсelona, 1982.
10. Riegel K.F. Dialectic operations: The final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16. Р. 346-370.
Опубликована 2017-12-20