КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ДИЛЕММА «ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ-НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ» В ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

  • Павел Александрович Гагаев
    • ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
  • Андрей Александрович Гагаев
    • ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»
Ключевые слова: бытие, гносеология, определенность, неопределенность, воспитание, педагогика невмешательства, человек

Аннотация

Ставится задача рассмотрения категории определенности-неопределенности применительно к воспитанию. С решением указанного связывается удержание в педагогическом абстрагировании процессов и явлений, не поддающихся логике непротиворечивых суждений. Исходным выступает положение об определенном-неопределенном как базовой категории понимания бытия в античной, нововременной и современной традиции онтологии. Воспитание трактуется как сфера, каковая в существенном описывается на основе определенно-неопределенного (в прочтении, восходящем к идеям Платона и учитывающем положения современной физики и философии). Личности воспитуемого и воспитателя воспринимаются как иррационально-рациональные персонифицированные субстанции, способные удерживать в себе все и вся (включая противоречивые реалии) и потому не формализуемые исчерпывающе никакими средствами. Диалог указанных персон возможен посредством открытия одной духовности другой (схема С.Л. Франка), в результате чего воспитуемый всматривается в себя самого, встречается с собою, обнаруживает в себе вселенское измерение и с учетом этого строит свое бытие. Воспитание, учитывающее приведенное, осмысливается как педагогика невмешательства. Структурная единица последней - диалог воспитуемого с вопрошаниями классического текста (аналога вселенной и духовности человека как определенных и неопределенных реалий). Язык описания изменений в психике воспитуемого в рамках обозначенного - язык образов и уподоблений. Утверждается игнорирование современной школой определенно-неопределенного в теории воспитания. Фиксируется пагубность обозначенного (сужение мировидения воспитанника, сведение его к миру аристотелевско-гегелевской логики, миру определенного). Предлагается совмещение приведенного с существующим в современной школе. В качестве методологической основы выступает идеалистическо-субстратная рефлексия А.А. Гагаева.

Литература

1. Гегель. (2017). Наука логики. Т. 1. Объективная логика / пер. с нем. Б.Г. Столпнера. М.: Primedia E-launch LLC.
2. Кант И. (1999). Критика чистого разума. Ростов-на-Дону: Феникс.
3. Шопенгауэр А. (2023). Мир как воля и представление. М.: Эксмо.
4. Ницше Ф. (1990). Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль.
5. Бердяев Н.А. (1991). О назначении человека / Мир философии. Ч. 1. М.: Политическая литература. С. 543-549.
6. Гагаев А.А. (1994). Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск: МГУ.
7. Аристотель. (1976). Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль.
8. Платон. (2011). Диалоги. М.: АСТ: Астрель.
9. Античная философия / История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута.(1991). М.: Мысль. С. 66-121.
10. Гейзенберг В. (1991). Выводы, касающиеся развития человеческого мышления в наше время. Шаги за горизонт / Мир философии. Ч. 1. М.: Политическая литература. С. 583-586, 271-280.
11. Соловьев В. (1911). Собрание сочинений. Т. 2. С.Пб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение».
12. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. (2004). Большое, малое и человеческий разум / Пер. с англ. А.В. Хачояна под ред. Ю.А. Данилова. М.: Мир, 2004.
13. Толстой Л.Н. (1948). Педагогические сочинения. М.-Л.: АПН РСФСР.
14. Богослов Григорий. (2000).Собрание творений. В 2 т. Т. 1. Мн.: Харвест, АСТ.
15. Григорий Нисский. (2007). Аскетические сочинения и письма. М.: РПЦ.
16. Августин Блаженный. (1999). Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест.
17. Коменский Ян Амос. (2016). Великая дидактика / Хрестоматия по истории педагогики / составители: Овчинников А.В., Беленчук Л.Н., Никулина Е.Н. Т. 2. М.: Покров. С. 60-80.
18. Монтессори Мария. (2016). Место человека в творении / Хрестоматия по истории педагогики /составители: Овчинников А.В., Беленчук Л.Н., Никулина Е.Н. Т. 2. М.: Покров, 2016. С. 207-211.
19. Пирогов Н.И. (1985). Избранные сочинения. М.: Педагогика.
20. Ушинский К.Д. (1988). Педагогические сочинения. В 6 т. М.: Педагогика.
21. Розанов В.В. (1990). Сумерки просвещения. М.: Педагогика.
22. Зеньковский В.В. (2002). Педагогические сочинения. Саранск: Красный Октябрь.
23. Гессен С.И. (1995). Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс.
24. Сухомлинский В.А. (1990). Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика.
25. Гагаев А.А., Гагаев П.А., Куц А.В. (2019). Об идеальных сущностях в образовании. Педагогическое образование и наука. № 4. С. 109-117.
26. Тейяр де Шарден П. (2001). Феномен человека. М.: Устойчивый мир.
27. Франк С.Л. (1990). Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии). М.: Правда.
28. Гагаев А.А., Гагаев П.А.(2017). Вселенское в человеке: открытие и поддержание. М.: А-проджект.
29. Гагаев А.А., Гагаев П.А. (2014). Педагогика невмешательства: Очерк одной педагогической идеи. СПб.: Алетейя.
30. Гагаев А.А., Гагаев П.А. (2020). Новая школа. Введение в идеалистическую методологию педагогики. М.: А-проджект.
Поступила в редакцию 2023-09-19
Опубликована 2023-12-26
Раздел
Философия
Страницы
337-343