СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ СВЯЗИ СПОСОБОВ КОПИНГА С ОЦЕНКОЙ ТРУДНОСТИ ПЕРВОЙ СЕССИИ У СТУДЕНТОВ

  • Илья Николаевич Леонов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: совладающее поведение, способы копинга, анализ сетей, толерантность к неопределенности, оценочная тревожность, сессия, студенты

Аннотация

Рассматривается проблема совладания студентами с первой сессией как разновидностью трудной жизненной ситуации. Отмечается, что совладание может быть рассмотрено как сложная динамически разворачивающаяся сетевая структура, задействующая личностные ресурсы (толерантность к неопределенности, оценочная тревожность) и связанная с оценкой трудности первой сессии. Цель исследования - анализ сетевой структуры связей способов копинга, толерантности к неопределенности, оценочной тревожности и субъективной оценки трудности первой сессии. Гипотеза - способы копинга, толерантность к неопределенности и оценочная тревожность формируют сеть узлов, последовательная активация которых вносит свой вклад в субъективную оценку трудности первой сессии. Выборку составили 119 студентов первого курса ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск (79 девушек, 40 юношей) в возрасте от 17 до 22 лет (M = 18,26). Исследование проведено накануне первых экзаменов с применением опросного метода, анализа сетей. Центральными узлами сети оказались: «планомерное решение проблемы», «фантазирование и надежда на внешние силы» и «толерантность к неопределенности». Было выявлено, что узлы сети формируют два взаимно тормозящих пути снижения оценки трудности первой сессии. Первый путь: преодоление трудностей за счет поиска решения, позитивной переоценки, актуализации толерантности к неопределенности, снижения оценочной тревожности и уменьшения оцениваемой трудности первой сессии. Второй путь: попытки решить проблему приводят к поиску социальной поддержки, фантазированию и дистанцированию от проблемы без поиска иных вариантов изменения ситуации. При этом толерантность к неопределенности является узлом, тормозящим активацию второго пути. Полученные результаты могут быть использованы для прогнозирования путей совладания со стрессом в период первой сессии, а также для разработки программ сопровождения и адаптации студентов.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2018. 288 с.
2. Басчимов М.М., Падурина Е.А. Социально-психологический анализ проблем совладания студентов с экзаменационным стрессом // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2020. Т. 19, № 4. С. 34-43.
3. Битюцкая Е. В. Опросник способов копинга. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 80 с.
4. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М.: МГУ, 2007. 30 с.
5. Дзыгун А.С. Трудные ситуации в жизнедеятельности студентов // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы ХХI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Иркутск, 29-30 апреля 2022 года. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. С. 127-130.
6. Забара И.В., Данилова А.В. Специфика совладающего поведения у студентов с различным уровнем тревожности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11-4 (113). С. 41-44.
7. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности: руководство по использованию. СПб.: Речь, 2004. 80 с.
8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2010. 296 с.
9. Ледовская Т.В., Бирюкова Д.А. Взаимосвязь совладающего поведения и показателей тревожности у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 233-237.
10. Луковицкая, Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. … канд. психол. наук.: 19.00.05. СПб., 1998. 173 с.
11. Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 159-170.
12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.
13. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.
14. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 83-89.
15. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.
16. Borgatti S.P., Mehra A., Brass D.J., Labianca G. Network analysis in the social sciences // Science. 2009. Vol. 323. No. 5916. P. 892-895.
17. Borsboom D. A network theory of mental disorders // World Psychiatry. 2017. Vol. 16, no. 1. P. 5-13
18. Borsboom D., Cramer A.O. Network analysis: an integrative approach to the structure of psychopathology // Annual Review of Clinical Psychology. 2013. No. 9. P. 91-121.
19. de Schryver M., Vindevogel S., Rasmussen A.E., Cramer A.O.J. Unpacking constructs: a network approach for stud-ying war exposure, daily stressors and post-traumatic stress disorder // Frontiers in Psychology. 2015. № 6: 1896. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4679872
20. Ehrman M.E., Leaver B.L., Oxford R.L. A brief overview of individual differences in second language learning // System. 2003. Vol. 31, no. 3. P. 313-330.
21. Epskamp S., Borsboom D., Fried E. Estimating psychological networks and their accuracy: a tutorial paper // Behavior Research Methods. 2018. No. 50. P. 195-212.
22. Furnham A., Marks J. Tolerance of ambiguity: a review of the recent literature // Psychology. 2013. Vol. 4, no. 9. P. 717-728.
23. Handbook of Coping: Theory, Research, Applications / Ed. By M. Zeidner, N. Endler. N.Y.: Wiley &Sons, 1995. 752 p.
24. Lazarus R.S., Folkman S. "If it changes it must be a process": a study of emotion and coping three stages of a college examination // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 48, no. 1. P. 150-170.
25. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer Publishing House, 1984. 118 p.
26. Lehman B.J., David D.M., Gruber J.A. Rethinking the biopsychosocial model of health: understanding health as a dynamic system // Social and Personality Psychology Compass. 2017. Vol. 11, no. 8. P. 1-17.
27. Van Der Maas H., Kan K., Marsman M., Stevenson C.E. Network models for cognitive development and intelligence // Journal of Intelligence. 2017. Vol. 5. № 16. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6526461.
Поступила в редакцию 2023-12-22
Опубликована 2024-03-29
Раздел
Психология
Страницы
38-46