СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АРАБСКИХ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ О «СВОИХ» И «ДРУГИХ»

  • Аль Гаррави Абдулхасан
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: межгрупповые отношения, межгрупповая перцепция, субъективные представления, арабы, русские

Аннотация

Проблема исследования касается изучения межгрупповой перцепции как фактора интеграции межэтнических отношений. Гипотеза исследования заключается в предположении о сходстве субъективных представлений ингруппы и аутгруппы как факторе интеграции межэтнических отношений. Выборку составили 100 человек: 50 студентов (25 мужчин, 25 женщин, педагогический факультет) и 50 преподавателей в должности профессоров и доцентов (25 мужчин и 25 женщин), обучающихся и работающих в государственном университете Басры (Ирак) в возрасте от 18 до 55 лет ( M =28,24, SD =10,07), в том числе 50 мужчин в возрасте от 18 до 55 лет ( M =28,2, SD =10,12) и 50 женщин в возрасте от 18 до 55 лет ( M =28,86, SD=10.04). В исследовании осуществлялось семантическое шкалирование на основе четырехпозиционной модели личностной черты Д. Пибоди, А.Г. Шмелева и др. (1993). В качестве объектов оценивания предъявлялись: Я САМ, АРАБ, РУССКИЙ с семизначной градацией шкал (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics Base 22 с применением непараметрического критерия Манна-Уитни. В заключение работы сформулированы выводы о множественной этнической идентичности представителей арабской группы, что подтверждается высоким уровнем осознания схожести представлений об арабах и русских на групповом и индивидуальном уровнях; декатегоризации и повышении уровня осознания схожести как когнитивных стратегиях позитивных межэтнических отношений. По результатам эмпирического исследования были сформулированы рекомендации для практических психологов, занимающихся проблемами межэтнического взаимодействия и социально-психологической адаптации к инокультурной среде.

Литература

1. Агеев B.C., Андреева Г.М. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии // Социальная психология. 1999. М.: Аспект Пресс. С. 136-145.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. С. 101.
3. Зикеева А.А., Гриценко В.В. Связь общечеловеческой идентичности и межэтнического восприятия // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. С. 314-316.
4. Кузнецов А.Н. Об одном возможном подходе в исследовании проблем межгрупповой активности // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль: ЯПИ, 1976.
5. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
6. Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Берри Д. Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 92-104.
7. Пибоди Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера // Вопросы психологии. 1993. №3. С.101-109.
8. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973.
9. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Соблюдение правил общения онлайн и офлайн: межпоколенческий анализ // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 4. С. 73-84.
10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., Институт психологии РАН, «Академический проект»,1999.
11. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.; Екатеринбург, Академический Проект: Институт психологии РАН : Деловая книга, 1999.
12. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность: учебное пособие. Сер. 76 Высшее образование. (2-е изд., пер. и доп). М.: Юрайт, 2020.
13. Хотинец В.Ю., Плетников А.И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от буллинга в школьной среде // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 72-85.
14. Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А. Опосредующая роль этнического образа в межэтнических отношениях // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 3. С. 40-57.
15. Шихирев П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: дис.. докт. психол. наук., 1993.
Поступила в редакцию 2024-01-11
Опубликована 2024-03-29
Раздел
Дебют
Страницы
56-62