КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

  • Наталия Александровна Миронова
    • ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Ключевые слова: педагогическое образование, непрерывное литературное образование, компетентностный подход, система методической подготовки учителей-словесников, критерии результативности

Аннотация

Целью работы является теоретическое обоснование эффективности реализации стратегии непрерывного литературного образования и проверка уровня сформированности мотивационных, креативно-творческих, лидерских умений, самообразования, саморазвития у студентов-филологов в процессе этой реализации. Предложены три практико-ориентированных модуля, которые, с точки зрения автора статьи, отвечают целям и задачам непрерывного литературного образования. Модули «Литературный музей как ресурс современной образовательной среды», «Библиотека и её роль в современной образовательной среде», «Синтез литературы и театра в современном образовательном пространстве» изучаются на III-V курсах бакалавриата в ходе освоения методических курсов по выбору «Формирование современной образовательной среды», «Современный урок литературы», «Урок литературы и внеурочная деятельность» и др. В реализации опытно-экспериментальной модели участвовали 1132 студента (девушек - 1060 человек, юношей - 72 человека) в возрасте от 19 до 24 лет, обучающихся в Московском педагогическом государственном университете по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и Литература», «Литература и История», «Литература и МХК». Процесс реализации стратегии представляется в виде авторской модели, состоящей из нескольких этапов: сопоставление выбранной стратегии с образовательной средой студента-филолога (первый этап), определение уровня изменений, необходимых для эффективной реализации стратегии (второй этап), адаптация образовательной среды к стратегии (третий этап), выбор практико-ориентированного подхода и блочно-модульной технологии для реализации стратегии (четвёртый этап), реализация мероприятий стратегии (пятый этап). Оценка эффективности реализации стратегии получена на основе анализа полученных данных. Полученные результаты исследования позволяют расширить терминологический аппарат учителя-словесника, обобщить структуру определенных методических решений, предложить инновационные формы самостоятельной работы, совершенствовать традиционные методические модели работы с учётом целей и задач непрерывного литературного образования и развития современной образовательной среды.

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр. пробл. качества подгот. специалистов, 2004. 38 с.
2. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-i-obrazovatelnaya-sreda-v-poiskah-otlichiy (дата обращения: 25.12.2022).
3. Монахов В.М., Бессолицын А.А. Обеспечение качества образования в вузе - поиск новых подходов // Вопросы новой экономики. 2013. № 3 (27). С. 73-80.
4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru /media/files/ 41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 29.05.2022).
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: [Пер. с англ.] / Джон Равен. М.: Когито-Центр, 2002. 394, [1] с.
6. Рубцов В.В, Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М-во образования Рос. Федерации. Ин-т образоват. политики «Эврика» [и др.]. М.: Моск. гор. психолого-пед. ун-т, 2002. 271 с.
7. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. Ком.общ. и проф. образования Ленинград. обл. Ленинград. обл. ин-т развития образования. СПб.: [ЛОИРО], 2003. 139 с.
8. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: авт. версия: материалы ко второму заседанию методол. семинара. М.: [Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов], 2004. 16 с.
9. Трубина Л.А., Ерохина Е.Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34-44.
10. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ national-project (дата обращения: 12.02.2022).
11. Хуторской А.В. Программа научной школы А.В. Хуторского (версия 7.0 от 1 ноября 2014 г.) // Вестник Института образования человека. 2014. № 1. С. 2.
12. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов. СПб. [и др.]: Питер, 2001. 536 с.
13. Ядро высшего педагогического образования // Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)». [Электронный ресурс]. URL: http:// legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/?ysclid=l9nve0b2th379813718 (дата обращения: 05.09.2022).
14. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. «Новое образование». 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 366 с.
15. Barnett R., Griffin А. The End of Knowledge in Higher Education. London: Cassell. 1997. [Электронный ресурс]. URL: https://www.degruyter.com/ database/IBR/entry/ibr.ID1076234063/html?lang=en (дата обращения: 05.02.2022).
Поступила в редакцию 2024-01-18
Опубликована 2024-03-29
Раздел
Педагогика
Страницы
63-73