ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ STEAM-ПРАКТИК ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

  • Дмитрий Валентинович Мельниченко
    • ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал, STEAM-образование, STEAM-обучение, STEAM-подход, STEAM-практики, будущие педагоги

Аннотация

Сегодня воспитательные задачи в студенческой среде решаются преимущественно средствами внеучебной деятельности, без системного применения ресурсов современных обучающих педагогических технологий. Поэтому проблема подготовки будущих педагогов к использованию в учебном процессе педагогических инструментов воспитательной работы является весьма актуальной. В качестве одного из инструментов для подготовки педагогов инженерно-технического профиля предлагаются STEAM-практики, интегрирующие обучающие и воспитательные ресурсы точных и естественных наук, инженерии, технологии и искусства. На основе анализа научно-педагогической литературы показана продуктивность STEAM-практик и целесообразность их использования в рамках выполнения курсовых и проектных работ, деловых игр и педагогической практики. Цель исследования состояла в теоретическом обосновании воспитательного потенциала STEAM-практик при подготовке будущих педагогов инженерно-технического профиля. В результате выявлены возможности STEAM-практик для решения воспитательных задач, определены и представлены в виде компетентностно-ориентированного тезауруса воспитательные цели подготовки будущих педагогов инженерно-технического профиля. Результаты исследования носят междисциплинарный характер и могут быть использованы преподавателями-предметниками в учебном процессе при решении воспитательных задач средствами STEAM-практик.

Литература

1. Авдеева Т.И, Высокос М.И., Зыкова С.И. Тенденции в образовании: STEM, STEAM, STREAM // Педагогическая наука и педагогическая практика: Сб. мат. межд. научно-практической конференции. М.: Профессиональная наука. 2021. С. 37-41.
2. Анисимова Т.И., Сабирова Ф.М., Шатунова О.В. Подготовка педагогов для STEAM-образования // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций. М.: МОД «Исследователь». 2018. Том 1. С. 31-35.
3. Баландина Е.Э. Межпредметная интеграция как один из принципов STEAM-подхода в обучении // STEAM-технология в профильном образовании: Сб. мат. дист. конф. Калининград: КНВМУ. 2022. С. 12-15.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-Астрель - Хранитель, 2008. 671 с.
5. Земсков А.М., Истомина Е.А. Современные возможности применения элементов STEAM-технологии в общем образовании // STEAM-технология в профильном образовании: Сб. мат. дист. конф. Калининград: КНВМУ, 2022. С. 37-39.
6. Иманова А.Н., Самуратова Р.Т., Жуманбаева А.О. STEAM-технологии: инновации в естественнонаучном образовании // Достижения науки и образования. 2018. Т.2. №8. С.35-37.
7. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. М.: Просвещение, 1975. 176 с.
8. Ловягин С.А. Изучение естественных наук в логике STEM-образования: концепция и практика Хорошколы // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций. М: МОД «Исследователь», 2018. Том 1. С. 166-173.
9. Мельниченко. Д.В. Об использовании воспитательного потенциала STEAM-практик в процессе подготовки будущих педагогов инженерно-технического профиля // Наука сегодня: социальные и гуманитарные науки: сб. материалов очно-заочной научно-практической конференции. М.: Издательство НИЦ «Империя», 2023. Т. 2. С. 55-57.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
11. Николаев М.В. «Оценка 360 градусов» в системе управления персоналом организаций // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 8А. С. 287-296.
12. Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. 4-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2022. 378 с.
13. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. 4-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2006. 136 с.
14. Обухов А.С., Ловягин С.А. Задания для практики STEM-образования: от суммы частных задач и учебных дисциплин к целостному деятельностному междисциплинарному подходу // «Исследователь/Researcher», 2020. С. 63-82.
15. Огольцова Е.Г. Особенности воспитательных концепций в технических вузах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 5. С. 146-152.
16. Пономарев А.В. Воспитательная среда университета: традиции и иновации. Екат.: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 408 с.
17. Путин В.В. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
18. Репин А.О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики // Научная идея. 2017. № 1.
19. Романцев Г.М., Шкабара И.Е. Индивидуальное и коллективное: взгляд сквозь призму становления национальной гражданской идентичности //Образование и наука. 2015. № 9. С. 9-14.
20. Сабирова Ф.М., Анисимова Т.И. // Теория и практика реализации STEAM-образования: учебное пособие. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2022. 108 с.
21. Сахарчук Е.С., Баграмян Э.Р., Киселева И.А., Сахарчук А.Л. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 3. С. 11-40.
22. Семенова Д.А. Особенности, опыт и преимущества внедрения STEAM-технологии в подготовку учащихся основной школы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022. Т. 19. № 2. С. 146-156.
23. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Из опыта воспитания учащейся молодежи в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Образование и наука. 2016. № 1. С. 159-169.
24. Синельников И.Ю., Худов А.М. STEM как инновационная стратегия интегрированного образования: передовой опыт, перспективы, риски // Инновационные технологии в области профессионального образования. 2020. № 3. С. 54-62.
25. Солодихина М.В., Солодихина А.А. Развитие критического мышления магистрантов с помощью STEM-кейсов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 3. С. 125-153.
26. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избр. соч. М.: Юрайт, 2017. 355 с.
27. Фейдл. Ч. Четырехмерное образование. Компетенции, которые нужны для успеха. М.: Центр образ. разработок МШУ Сколково, 2016. 212 с.
28. Beatty Alexandra. Successful STEM Education // National Academies Press. 2014. P 116
29. Varghese Charles. Why study stem in the USA? URL: https://www.studyusa.com/en/article/why-study-stem-in-the-usa
30. АН3. Hallinen Judith. STEM education curriculum. URL: https://www.britannica.com/topic/STEM-education/ STEM-education
31. АН4. Williams Nate. What is STEM Education and Why Does it Matter? URL: https://history-computer.com/stem-education
Поступила в редакцию 2023-12-04
Опубликована 2024-03-29
Раздел
Педагогика
Страницы
74-82