РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ПИСАТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО»

  • Татьяна Альбертовна Наумова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Егор Андреевич Поторочин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: теоретическая модель, педагогическая технология, творческий потенциал, креативность, писательское мастерство, кружковая деятельность, профильные классы

Аннотация

Представлена теоретическая модель и педагогическая технология, способствующая развитию творческого потенциала обучающихся на дополнительных занятиях в рамках кружка «Писательское мастерство». Актуальность исследования обусловлена изменением вектора образовательной траектории с особым вниманием навыкам мышления, креативности и взаимодействия обучающихся. Изучение предметной области «Русский язык» и «Литература» направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей личности (согласно ФГОС ООО). Цель - разработка педагогической технологии развития творческого мышления обучающихся с использованием цифровых образовательных технологий, а именно учебной программы-аналога NaNoWriMo Young Writers Program. Пилотный этап опытно-экспериментальной работы проходил на базе МБОУ «СОШ № 77» города Ижевска, в которой приняли добровольное участие ученики профильных гуманитарных 10 классов в количестве пяти человек (девушки в возрасте 15 лет), регулярно посещающие кружок «Писательское мастерство». Инструментами оценки были тест «Оценка уровня творческого потенциала личности» (А.С. Шаров), тест «Каковы ваши творческие способности?», Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник), самооценка творческих способностей (Е. Туник), опросник определения уровня креативности. В ходе обработки данных был использован T-критерий Вилкоксона. В результате пилотного этапа опытно-экспериментальной работы были получены изменения уровня развития факторов творческого мышления, когнитивных факторов и личностно-мотивационных факторов в сторону повышения показателей (уровень вербального творческого мышления и творческих способностей, личностно-мотивационные факторы). По результатам пилотного этапа работы корректируются частные гипотезы для проведения основного этапа опытно-экспериментальной работы.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Каверкина А.М. «Литературное мастерство»: на пути к определению понятия // Редакционная коллегия. 2021. С. 196-201.
3. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в их школьные годы // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 19-27.
4. Мартишина Н.В. Креативность: образовательные технологии развития // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3(39). С. 36-48.
5. Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.
6. Наумова Т.А., Мухачева Е.В. Наставления по обработке результатов научного эксперимента для студентов - будущих педагогов. Ижевск, 2014. 70 с.
7. Островская Е.А. Интуиция в творчестве и свойства характера //Современные наукоемкие технологии. 2005. № 9. С. 76-78.
8. Поддьяков А.Н. Ты гений или просто умный? (У интеллекта и творческих способностей разная природа) // Знание - сила. 2002. № 9. С. 78-81.
9. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
10. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с.
11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 816 с.
12. Словарь русского языка. Т. 1. М., 1981.
13. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб.: СпбУПМ, 1997. 65с.
14. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 264 с.
15. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
16. Шишмаренкова Г.Я. Самостоятельная работа на уроках литературы: сотворчество учителя и ученика [Электронный ресурс] // Филологический класс. 2003. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-literatury-sotvorchestvo-uchitelya-i-uchenika (дата обращения: 10.04.2023).
17. Ядровская М.В. Модели в педагогике // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 366. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/modeli-v-pedagogike (дата обращения: 17.06.2022).
18. Howard-Jones, Paul A. et al. Semantic divergence and creative story generation: an fMRI investigation / Brain research. Cognitive brain research. 2005. Vol. 25. №1. P. 240-250.
Поступила в редакцию 2023-12-21
Опубликована 2024-03-29
Раздел
Педагогика
Страницы
83-95