МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА

  • Константин Рудольфович Сидоров
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: методика, жизненные цели, валидность инструмента

Аннотация

В современной психологии имеются попытки определить такую важную часть психической системы, как «цель». Показано, что за различным толкованием целей в зарубежной и отечественной науке скрывается примерно одинаковая психологическая реальность - модель (психическая репрезентация) достижений в будущем. Рассматриваются те классификации целей, которые могут быть использованы при создании инструментов их детекции. Отмечается недостаток оценочных средств целей и их видов в современной психологии. Предлагается методический прием изучения жизненных целей человека - целей, имеющих большую значимость. Методика позволяет раскрыть содержание целей, способы, оценку меры их достижения, препятствующие факторы, предпринимаемые действия для устранения этих факторов, а также оценку степени устранения затрудняющих достижение целей факторов. Обосновывается содержательная и очевидная валидность методики. Первый вариант валидности использовался на этапе создания методики, второй - ее обоснования. Для оценки очевидной валидности привлекались испытуемые в количестве 30 человек. Полученный инструмент может использоваться в научной и практической деятельности.

Литература

1. Глазунов Ю.Т. Моделирование целеполагания. Москва - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2012. 216 с.
2. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Целеполагание, целедостижение и волевая регуляция // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 6-23.
3. Дернер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. 243 с.
4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 287 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. 1174 с.
7. Мартенс Й.-У, Куль Ю. Самомотивация. Искусство мотивировать себя. Харьков: изд-во «Гуманитарный центр», 2017. 320 с.
8. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.
9. Сидоров К.Р., Васильев И.А. Методика исследования содержания целей человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2018. № 3. С. 90-108.
10. Сидоров К.Р., Васильев И.А. Об основаниях методического приема исследования выдвижения и достижения целей // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 6-25.
11. Сидоров К.Р., Корепанова М.В. Опыт применения методики исследования содержания целей человека // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, вып. 4. С. 362-371.
12. Сидоров К.Р. О применении метода рационального распределения волевого ресурса // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 33, вып. 1. С. 30-37.
13. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
14. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004. 416 с.
15. Austin, J. T., Vancouver, J. B. Goal constructs in psychology: Structure, process, and content // Psychological Bulletin. 1996. Vol. 120. № 3. P. 338-375.
16. Freund A. M., Riediger M. Goals as building blocks of personality and development in adulthood // Handbook of personality development. NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2006. P. 353-372.
17. Kruglanski A. W., Shah J. Y., Fishbach A., Friedman R., Chun W. Y., Sleeth-Keppler D. A theory of goal systems // Advances in experimental social psychology. 2002. Vol. 34 P. 331-378.
18. Spence G.B. Gas-powered coaching: Goal attainment scaling and its use in coaching research and practice// International Coaching Psychology Review. 2007. vol. 2. №. 2. Р. 155-167.
19. Winell M. Personal goals: The key to self-direction in adulthood. Humans as self-constructing living systems: Putting the framework to Work: Lawrence Erlbaum ,Hillsdale. 1987. P. 261-287.
Поступила в редакцию 2024-02-17
Опубликована 2024-06-15
Раздел
Психология
Страницы
139-145