ПРЕДИКТОРЫ И МОДЕРАТОРЫ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИЧНОСТЬЮ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

  • Дмитрий Юрьевич Леонтьев
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: критическая ситуация, стресс, переживание, предикторы переживания, модераторы переживания, этничность

Аннотация

Представлен теоретико-методологический анализ проблемы и обоснована теоретическая модель прогностических эффектов предикторов и модераторов переживаний личностью критических ситуаций. Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-демографические факторы (этничность, пол, возраст) могут быть связаны непосредственно с переживаниями личностью критической ситуации, так и опосредовано критической ситуацией. Целью исследования является определение предикторов и модераторов переживаний личностью критических ситуаций. Эмпирическая база исследования: всего 344 человека, среди них русских (n-174, мужчин n-56, женщин n-118) и удмуртов (n-170, мужчин n-70, женщин n-100) средней взрослости от 40 до 60 лет (M=52, SD=5,49). Методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ с использованием критерия г-Спирмена, множественный регрессионный анализ, иерархический регрессионный анализ. Результаты исследования: установлены прогностические эффекты социально-демографических факторов: Этничность на показатели Энергетическое переживание , Пространственное переживание в сторону повышения значений переживаний в удмуртской группе; Возраст на показатели Временное переживание в сторону повышения значений более взрослых индивидов; Возраст и Пол в комплексном взаимодействии на показатели Информационное переживание в сторону повышения значений у более взрослых мужчин. Установлен прогностический эффект Стресса на показатели Энергетическое переживание , Пространственное переживание личности в сторону повышения значений. Выявлен модерационный эффект этнического фактора в установлении связи Смысложизненного кризиса и Энергетического переживания с увеличением силы связи в русской группе. Практическая значимость исследования - полученные результаты могут быть использованы в разработке психотехнологий совладания с критическими ситуациями.

Литература

1. Арпентьева М.Р. Проживание: интегративный феномен и концепт развития человека. Психологическое благополучие современного человека // Материалы Международной заочной научно-практической конференции. 2019. С. 40-42.
2. Барцалкина В.В, Волкова Л.В., Кулагина И.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 2. С. 69-81.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций // Издательство Московского университета. М., 1984. 200 с.
4. Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 3. С. 129-148.
5. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В. Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 135-162.
6. Голик Н.В., Шор Ю.М. К дискуссиям о феномене «культура»: культура как переживание // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Философия, этика, религиоведение. 2015. С. 205-214.
7. Грот Н.Я. Значение чувства в познании и деятельности человека. М., 1889. 42 с.
8. Золотухина-Аболина Е.В., Мелас В.Б. Переживание и артефакт // Вестник МГУКИ. 2020 № 1 (93). С. 14-25.
9. Изотова Е.И., Марцинковская Т.Д. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 4. С. 4-13.
10. Литвинова А.В. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 1. C. 8-16.
11. Лурье С.В. Культура и ее сценарий: имплицитный обобщенный сценарий как внутрикультурный интегратор // Общественные науки и современность. 2017. № 2. С. 153-164.
12. Молчанова Е.А. Арт-терапия в поиске жизненных смыслов // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, выпуск 4. С. 435-445.
13. Короткова И.С., Яковлева М.В., Щелкова О.Ю., Еремина Д.А. Особенности психологического реагирования и механизмы адаптации к стрессу, вызванному пандемией COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 1. С. 9-27.
14. Петровский В.А. Преодоление «схизиса»: в продолжение несостоявшегося диалога с Ф.Е. Василюком // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 1. С. 64-69.
15. Попов В.Б. Антропосоциетальный Универсум: многомерная эволюция: монография. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования. 2019. С. 44-46.
16. Салихова Н.Р. Контекстуально-уровневый подход к переживанию // Ученые записки Казанского университета. Т. 153, кн. 5. Гуманитарные науки. 2011. С. 78-88
17. Симонова О.А. Изучение эмоций как область междисциплинарной интеграции: история и социология в поисках объяснения «эмоционального поворота». К выходу русского перевода книги Яна Плампера «История эмоций» // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17, № 3. С. 356-378.
18. Слуцкая И.И. Путь к становлению личности через постижение и трансляцию ценностей гуманитарной культуры // Человеческий капитал. 2018. № 8 (116). С. 54-56.
19. Фахрутдинова Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: диссертация д-ра психол. наук: 19.00.01. Казань, 2012. 535 с. - 05201251922.
20. Кисельникова Н.В., Лаврова Е.В., Альмухаметова Т.А. и др. Феноменологический анализ динамики переживаний клиентов в процессе психотерапии: изучение отдельных случаев. Ч. 1 // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 2. С. 114-128.
21. Хотинец В.Ю., Плетников А.И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от буллинга в школьной среде // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 4. С. 72-85.
22. Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А. Опосредующая роль этнического образа в межэтнических отношениях // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 40-57.
23. Хухлаев О.Е. Психология переживания в контексте культурно-исторической психологии // Вопросы психологии. Возрастная и педагогическая психология. 2005. № 5. С. 19-27.
24. Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В., Вяткин Б.А., Вологдина В.А. Ценностные предикторы особенностей взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских и русских семьях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 1. С. 7-19.
25. Шаров А.С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. 2004. № 1. С. 214-226.
26. Шаховский В.И. Дискурсивность эмоций в человеческой коммуникации / В.И. Шаховский // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2011. С. 114-120.
27. Шишаев М.Г., Яковлев С.Ю. Концептуальные основы оценки социетальной безопасности как фактора устойчивого развития региона // Труды Кольского научного центра РАН. 2017. С. 28-37.
28. Шматова Ю.Е. Динамика статистических и социологических показателей состояния психического здоровья населения России // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 76-96.
29. Freud A. The ego and the mechanisms of defence. London: Hogarth Press, 1948. 196 p.
30. Gendlin E.T. Experiencing and the creation of meaning: a philosophical and psychological approach to the subjective. N. Y.: The Free Press of Glencoe, 1962. 302 p.
31. Hillman J. Jung’s contribution to «Feelings and emotion»: synopsis and implication // Feelings and emotion: The Loyola symposium. N Y., 1987.
32. Michael L. Spirituality as agency and restoration in existential recovery // Journal of Spirituality in Mental Health, 2019.
33. Williamson H.C. Early effects of the COVID-19 Pandemic on Relationship Satisfaction and Attributions // Psychological Science. 2020. №. 31 (12). P. 1479-1487.
Поступила в редакцию 2024-03-07
Опубликована 2024-06-15
Раздел
Психология
Страницы
146-157