ТЕСТ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОДРОСТКА»: РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

  • Александр Александрович Вихман
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Ключевые слова: критическое мышление, интеллект, психологический тест, валидность, надежность

Аннотация

Необходимость разработки методик измерения критического мышления обусловлена тем, что готовность и способность критически оценивать и интерпретировать информацию является важной метапредметной компетенцией обучающихся в ФГОС школьного образования. В статье представлены результаты пилотной валидизации теста критического мышления для детей подросткового возраста. Теоретической основой при разработке психологического инструментария является экспертный «Дельфийский консенсус» по критическому мышлению (АРА), согласно которому существуют конкретные когнитивные навыки критического мышления, из которых в тест включены четыре: обнаружение фактов, аргументов, гипотез и опровержений, анализ и критика аргументов, оценка противоречий и альтернатив и формулировка вывода. Тест состоит из 16 заданий, которые делятся на 4 шкалы по 4 задания на каждую из шкал. Дистракторы составлены с нарушением принципов количества (неполный ответ), качества (неверный ответ) и релевантности (ответ не соответствует вопросу). Психометрические свойства теста исследовались на двух выборках школьников. Первая выборка: 202 школьника 13-15 лет (67,8 % девочки, 32,2 % мальчики; средний возраст - 14 лет, от 13 до 15 лет). Вторая выборка: 96 подростков, участников летнего детского лагеря (69 % девочки, 31 % мальчики; средний возраст - 14,8 лет, от 14 до 17 лет). Общий балл критического мышления получил нормальное распределение (критерий Колмогорова-Смирнова незначим: D = 0,080; p <0,152). Приведены результаты проверки шкал теста на надежность: коэффициент внутренней согласованности α-Кронбаха общего балла критического мышления равен 0,595, ω-Макдональдса равна 0,613. Установлено, что показатели надежности отдельных шкал теста имеют низкий уровень. Изучена конвергентная валидность теста: результаты непараметрического корреляционного анализа наглядно демонстрируют тесную, разнообразную, умеренную по силе связь между общим интеллектом и общим баллом критического мышления, разными его шкалами. Положительные линейные коэффициенты корреляций варьируются от 0,20 до 0,39. Наиболее тесно с общим показателем критического мышления связан вербальный интеллект. В целом психометрическая проверка показала удовлетворительную валидность и надежность теста. Предложенный психологический инструмент может быть одновременно и диагностичным, и развивающим, к тому же дополняющим тесты интеллекта.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2010. 351 c.
2. Вихман А.А., Сибиряков Е.С., Черепанов М.С. Технологии психологического мониторинга метапредметных результатов для оценки качества образования: инновационный опыт Пермского края // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Сборник материалов III межрегиональной научно-практической конференции (под редакцией А.А. Барабаса). 2018. С. 21-25.
3. Волков Е.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 5-23.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 560 с.
5. Луценко Е.Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старки// Вшник Харк. нац. ун-ту. Серiя: Психологiя. 2014. № 1110. С. 65-70.
6. Муякина В.П., Московская Н.Л. Критическое мышление как образовательная ценность // Преподаватель высшей школы в 21 веке: труды международной научно-практической интернет-конференции. 2010. Ростов-на-Дону: РГУПС. С. 215-220.
7. Попов А.Ю. Оценка учебного и профессионального потенциала: принципы, методы и технологии. Пермь: Перм.гос.пед.гум.университет, 2015. 428 с.
8. Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 70 с.
9. Психометрика: Введение / Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак пер. с англ. А.С. Науменко, А.Ю. Попов; под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2010. 445 с.
10. American Philosophical Association [APA] (1990). Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction, The Delphi Report: Research Findings and Recommendat ions Prepared for the Committee on Pre-College Philosophy. P. Facione, (Project Director). ERIC Doc. No. ED 315-423.
11. Dwyer C.P. The evaluation of argument mapping as a learning tool. Doctoral Thesis. National University of Ireland, Galway, 2011.
12. Dwyer C. P., Hogan M. J., Stewart I. An integrated critical thinking framework for the 21st century // Think Skills Creat. 2014.Vol. 12. P. 43-52. DOI: 10.1016/j.tsc.2013.12.004
13. Facione P.A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. The California Academic Press, 1990. 19 p.
14. Facione P.A., Facione N.C. Analyzing explanations for seemingly irrational choices: Linking argument analysis and cognitive science // International Journal of Applied Philosophy. 2001. Vol. 15. No 2. P. 267-286.
15. Grice P. Studies in the way of words. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989. 387 p.
16. Ku K.Y.L., Ho I.T. Metacognitive strategies that enhance critical thinking // Metacognition & Learning. 2010. Vol. 5. P. 251-267.
17. Lai E. R. Critical thinking: A literature review // Pearson's Research Reports. 2011.Vol. 6. P. 40-41.
18. Legg S., Hutter M. A. collection of definitions of intelligence // Frontiers in Artificial Intelligence and Applications. 2007. P. 1-12. DOI: 10.1207/s15327051hci0301_2
19. Noone C. Mindfulness and Critical Thinking: Structural Relations, Short-Term State Effects, and Long-Term Intervention Effects. School of Psychology, National University of Ireland, Galway, 2016. 290 p.
20. Halpern D.F. Thought & knowledge: An introduction to critical thinking (4th Ed.). New Jersey: Laurence Erlbaum Associates, 2003. 625 p.
21. Halpern D. F. Teaching Critical Thinking for Transfer Across Domains: Dispositions, Skills, Structure Training, and Metacognitive Monitoring // American Psychologist. 1998. Vol. 53. No 4. P. 449-455.
22. Paul R. Critical thinking: What every person needs to survive in a rapidly changing world. RohnertPark, CA: Foundation for Critical Thinking, 1993. 505 p.
23. Shaughnessy M., Viner M., Kennedy C. Search Engines and Critical Thinking, Evaluation and Investigation // World Journal of Educational Research. 2018 Vol. 5. No 107. P. 107-116. DOI:10.22158/wjer.v5n2p107.
24. Sosu E. M. The development and psychometric validation of Critical Thinking Disposition Scale // Thinking Skills and Creativity. 2013. Vol. 9. P. 107-119. DOI: 10.1016/j.tsc.2012.09.002
25. Stanovich K.E. The Comprehensive Assessment of Rational Thinking // Educational Psychologist. 2016. Vol. 51. No 1. P. 23-34. DOI: 10.1080/00461520.2015.1125787.
26. Sternberg R.J. Critical thinking: Its nature, measurement, and improvement - National Institute of Education, 1986. 37 p.
27. Watson G., Glaser E. Watson-Glaser critical thinking appraisal. London, UK: Pearson Assessment, 2002. 15 p.
28. West R.F., Toplak M.E., Stanovich K.E. Heuristics and biases as measures of critical thinking: Associations with cognitive ability and thinking dispositions // Journal of Educational Psychology. 2008. Vol. 100. No 4. P. 930-941. DOI:10.1037/a0012842
Поступила в редакцию 2024-04-05
Опубликована 2024-06-15
Раздел
Психология
Страницы
166-180