СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Марина Наилевна Сираева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: гуманизация образования, высшее образование, научная деятельность, студенческое научное общество, Удмуртский государственный университет

Аннотация

Актуальность проблемы обусловлена, с одной стороны, признанием студенческой науки в качестве одного из ключевых критериев, применяемых для мониторинга результативности деятельности высшего учебного заведения, с другой стороны - социальной необходимостью в более эффективном и компетентном использовании ее гуманитарных и гуманистических ресурсов, отсутствием устойчивых связей между научным, инновационным и производственным секторами и государственными структурами, противоречием между потребностью студентов в инновационно-творческом характере деятельности и недостаточным уровнем их вовлеченности в научно-исследовательскую работу и проектную деятельность. Цель исследования - анализ ресурсных характеристик студенческих научных обществ в условиях гуманизации образовательной среды современной высшей школы (на примере Удмуртского государственного университета как классического регионального образовательного учреждения). Студенческое научное общество понимается как добровольное объединение обучающихся высшего учебного заведения, занимающихся научно-исследовательской и научно-просветительской работой на основе общности интересов и единства устремлений. Автор приходит к выводу о том, что студенческая наука реализует свой гуманистический и гуманитарный потенциал посредством знакомства с научными школами региона с целью их дальнейшего продвижения, популяризации актуального научного знания и технологических достижений среди студенческого сообщества, внедрения геймифицированного контента. При этом продвижение межрегиональных студенческих научных объединений следует рассматривать как одну из эффективных траекторий развития студенческой самоорганизации, которая в перспективе призвана обеспечить расширение научных и гуманитарных связей между вузами, создать межвузовскую площадку для поддержки студенческих научных и проектных инициатив.

Литература

1. Асмолов А.Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75-82.
2. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Попова О.С. Ресурсы геймификации в образовании: теоретический подход // Образование и наука. 2023. № 1 (25). С. 15-49. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-15-49.
3. Бачурина Е.П., Сычева М.В. Самореализация студентов высших учебных учреждений в научно-исследовательской деятельности студенческих научных обществ как фактор формирования их профессиональной компетентности // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3. С. 33-38.
4. Боткова В.К. Модель формирования карьерных стратегий молодежи в условиях студенческого самоуправления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, № 4 (168). С. 49-53. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-49-53.
5. Бурибаева А.И., Аскарова К.Э. Усовершенствование научно-исследовательской компетентности студентов при обучении английскому языку в вузах // Вестник науки и образования. 2020. № 2 (80), Ч. 2. С. 47-51.
6. Габитова А.Р., Фролова И.А. Геймификация в образовании как инновационный аспект развития научной деятельности молодых ученых // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 16 (17). С. 252-254.
7. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 6 (5). С. 152-155.
8. Гончарук Н.П., Сагдеева Г.С. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 3. С. 315-320.
9. Ефричева О.Ю., Мельник И.В., Михайлюкова В.С. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание // Актуальные исследования. 2021. № 14 (41). С. 59-62.
10. Инертбаева Г.С. Студенческое самоуправление как форма общественной деятельности студентов // Педагогическая наука и практика. 2020. № 4 (30). С. 65-68.
11. Кандаурова А.В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023. № 207. С. 47-57. DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-207-47-57.
12. Козлова Е.А., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Хижная А.В. Проектирование и реализация работы студенческих объединений в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https:// https://science-education.ru/ru/article/view?id=27838 (дата обращения: 15.01.2024).
13. Колодезникова С.И., Гуляев П.Д. К проблеме организации деятельности студенческого научного кружка в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11(165). С. 146-149.
14. Косинцева Т.Д., Хвощ Р.Н. Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе в современном российском вузе // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2019. № 2 (12). С. 73-80.
15. Кочергин М.И. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 1 (23). С. 124-130.
16. Куликов С.П. Социометрическое апостериорное оценивание результативности функционирования механизмов государственной поддержки развития студенческого самоуправления в современных российских условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 8 (94). С. 87-93.
17. Левина Е.Ю. Развитие университета будущего: задачи управления // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4 (147). С. 22-33. DOI: https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.148.4.003.
18. Незнамова Ю.Н. Роль студенческого научного сообщества в жизни вуза и студентов юридических направленностей // Вопросы Российской юстиции. 2023. Вып. 24. С. 38-42.
19. Никандров Н.Д. Ценности в жизни и образовании // Высшее образование сегодня. 2004. № 11. С. 34-40.
20. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
21. Питюков В.Ю., Воробьева М.В. Развитие мотивации студентов как проявление системно-деятельностного подхода в профессиональном образовании // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. № 1 (5). С. 32-37.
22. Пряникова М.Г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС // Образовательная среда сегодня: стратегия развития. 2016. № 1 (5). С. 235-239.
23. Резаков Р.Г., Васильев И.А., Данилова Е.Ю., Земченкова В.В., Лигай Л.Г. Поле научных изысканий молодых исследователей образования в понятиях, терминах, тематических клише // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2023. № 17 (3). С. 210-226. DOI: https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.11.
24. Резник С.Д., Черниковская М.В. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. № 2 (5). С. 186-194. DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194.
25. Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов технического вуза // Вестник ВГУ. Серия Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 82-85.
26. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 75-82.
27. Сычева М.В. Деятельность студенческого научного общества педагогического вуза как инструмент формирования профессиональной компетентности // Современное педагогическое образование. 2022. № 2. С. 47-50.
28. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198-202.
29. Федорова М.А. Система оценки компонентов научно-исследовательского потенциала студентов технического вуза // Образовательные технологии. 2018. №3. С. 131-143.
30. Федотова М.Г., Возгова З.В. Формирование научно-исследовательской компетентности у студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. C. 83-89. DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/12.
31. Хлыбова М.А. Формирование научно-исследовательской компетенции у магистров и аспирантов в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 2 (58). С. 272-275.
32. Хованская Е.А. Системно-деятельностный подход в контексте модернизации российского образования // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, вып. 2 (28). С. 257-260.
33. Храброва К.Г. Студенческие научные общества как форма реализации студенческого самоуправления // Вестник социально-политических наук. 2020. № 19. С. 33-35.
34. Царева И.А., Пядина Т.И. Научно-исследовательская деятельность как профессиональное совершенствование студента // Молодежный научный вестник. 2017. № 2 (14). С. 242-244.
35. Шинкарева Н.В., Шевченко В.И., Чанышева С.Р., Ефременко А.В. Системно-деятельностный подход как способ активизации познавательной деятельности учеников // Символ науки. 2020. № 7. С. 65-68.
Поступила в редакцию 2024-01-20
Опубликована 2024-06-15
Раздел
Педагогика
Страницы
181-190