ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЮНАРМИЯ»

  • Мария Михайловна Соловьева
    • МБОУ ДО «Центр патриотического воспитания «Школа юных летчиков» имени Героя Советского Союза А.А. Девятьярова»
  • Светлана Леонидовна Троянская
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: межэтническая толерантность, патриотизм, патриотическое воспитание, «ЮНАРМИЯ», Юнармеец, общественное движение, дополнительное образование

Аннотация

В работе предлагается модель патриотического воспитания с включением аксиологического, феноменологического и методического компонентов, используемая в процессе формирования межэтнической толерантности участников Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ». Определяется значимость и специфика процесса патриотического воспитания в рамках образовательного процесса в российских образовательных учреждениях, устанавливается взаимосвязь между межэтнической толерантностью и социальным чувством - патриотизмом. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ЦПВ «Школа юных летчиков» в течение одного года. В эксперименте приняли участие 60 человек в возрасте 12-17 лет: юноши - 42 человека, девушки - 18, обучающиеся по дополнительной общеобразовательной развивающей программе «ЮНАРМЕЕЦ». Методы исследования: наблюдение, тестирование, метод семантического дифференциала Г.У. Солдатовой, анкетирование, психодиагностическая методика изучения типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой. С целью выявления сдвигов показателей в ходе опытно-экспериментальной работы использовался T-критерий Вилкоксона с применением программы IBM SPSS Statistics V 22.0. По результатам теоретического анализа и полученных данных исследования разработана педагогическая программа на основе трехкомпонентной модели патриотического воспитания, направленная на повышение уровня межэтнической толерантности. Эффективность разработанной и апробированной педагогической программы доказывает положительная динамика: 82 % из общего числа респондентов получили оптимальный баланс межэтнической толерантности.

Литература

1. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии: монография. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. 217 с.
2. Дьячкова М.М. Влияние этнических стереотипов на процесс коммуникации в молодежной среде // XLVII итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета: материалы всерос. конф. Ижевск, 2019.
3. Жукова О.В. Совместная деятельность школы и национально-культурных объединений как условие успешности воспитания межэтнической толерантности подростков в пространстве большого города / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Роль психологии и педагогики в развитии общества». Уфа: АЭТЕРНА, 13 июня 2015. С. 56-58.
4. Ефремкина И.Н. Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1.
5. Костюк Н.В. Педагогический потенциал этнокультурной деятельности в многонациональном пространстве региона // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4.
6. Кузнецов А.С. Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3.
7. Маркова Н.Г. Толерантность как индикатор культуры межнациональных отношений. М., 2009.
8. Мартынов М.Л. Роль и место юнармейского движения в реализации государственной программы по патриотическому воспитанию // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-yunarmeyskogo-dvizheniya-v-realizatsii-gosudarstvennoy-programmy-po-patrioticheskomu-vospitaniyu/viewer (дата обращения: 22. 06. 2023).
9. Панова И.Е. Военно-патриотическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1.
10. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/140314/ (дата обращения: 20. 06. 2023).
11. Рыжова С.В. Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности. М., 2008.
12. Сикевич З.В. Этнические предубеждения как основа проявления интолерантности // Гуманитарий Юга России. 2018. № 2.
13. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М, 1998.
14. Соловьева М.М. Построение модели патриотического воспитания в процессе формирования межэтнической толерантности кадет // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации: сб. науч. ст. Уфа, 2022.
15. Солдатова Г., Лекторский В., Петренко В. и др. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии // Методология социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире. М.: Наука, 2011. С. 13-89.
16. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 08. 06. 2023).
17. Ферапонтова Я.Н. Диагностика сформированности этнической толерантности у воспитанников дополнительного образования // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 2014. № 1. С. 464-470.
18. Хотинец В.Ю. Этнический образ и его изменения в связи с усложнениями межэтнических отношений // Вестник Удмуртского Университета. 2016. №3.
19. Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А. Опосредующая роль этнического образа в межэтнических отношениях // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 40-57.
Поступила в редакцию 2024-04-08
Опубликована 2024-06-15
Раздел
Педагогика
Страницы
191-202