РУССКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УДМУРТСКОГО ПРОЗАИКА ВЯЧЕСЛАВА АР-СЕРГИ

  • Алексей Андреевич Арзамазов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральское отделение Российской академии наук
Ключевые слова: удмуртская поэзия, этнофутуризм, художественный билингвизм, лингвокультура, лингвопоэтика, языковой переход

Аннотация

В статье рассматривается корпус русскоязычных стихотворений В. Ар-Серги - одного из ярких представителей современной удмуртской литературы. Устанавливаются причины художественного перехода с удмуртского на русский язык, выявляются многочисленные прецеденты индивидуально-авторского мотивированного и не мотивированного искажения русского языка, фиксируется прозаическая детерминированность многих поэтических произведений, подчеркивается их стилистическая неоднородность. Анализ русскоязычных стихотворений В. Ар-Серги показал, что в его поэзии практически отсутствует этнокультурный символический пласт, восходящий к мифологии, фольклору удмуртов. Творческое переключение на русский язык «отрывает» писателя от образно-изобразительного тезауруса своей культуры, утрачиваются глубинные семантические связи с системой народного, традиционного миросозерцания. Было выявлено, что основой художественной выразительности поэтических текстов В. Ар-Серги являются предметно-бытовые категории, конструирующие внутритекстовое пространство документальности и препятствующие многостороннему совершенствованию подлинного лирического языка. Проанализированные в статье русские стихи В. Ар-Серги свидетельствуют о сложных реалиях художественного билингвизма и актуализируют проблему творческой неудачи как естественного фактора развития литературы.

Литература

1. Арзамазов А.А. To be, or not to be: структурно-семантические вариации инфинитива (-ны) в удмуртской поэзии. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2012. 260 с.
2. Арзамазов А.А. Феномен визуального в современной удмуртской поэзии (опыт анализа творчества П.М. Захарова). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, Изд-во «Удмуртский университет», 2010. 232 с.
3. Арзамазов А.А. Удмуртская поэзия второй половины 1970 - начала 2010-х годов: человек, природа, город. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2015. 336 с.
4. Ар-Серги В. Дубрава на Луне: Стихотворения. Ижевск: Удмуртия, 2007. 123 с.
5. Владыкин В.Е. Билингвизм в литературном творчестве pro et contra // Мон. О себе и других, о народах и Человеках, и… Ижевск: Удмуртия. С. 301- 303.
6. Душенкова Т.Р. Неомифологизм в удмуртской поэзии середины 1990-х годов: Очерк поэтической интерпретации. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. 168 с.
7. Завьялов С.А. Сквозь мох беззвучия: поэзия восточнофинского этнофутуризма // Новое литературное обозрение. 2007. № 85. С. 339-353.
8. Зайцева Т.И. Удмуртская проза второй половины ХХ - начала ХХI века: национальный мир и человек: Монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. 376 с.
9. Серова М.В. Специфика символического мышления Татьяны Черновой // Вестн. Удм. Ун-та. Сер. История и филология. 2014. Вып. 4. С. 129-136.
Поступила в редакцию 2017-08-29
Опубликована 2017-10-23
Раздел
Филология
Страницы
755-759