ЯЗЫК ТЕЛА В ГЕНДЕРНОМ ДИСКУРСЕ «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЫ» Л.Н. ТОЛСТОГО

  • Ксения Алексеевна Нагина
    • Воронежский государственный университет
  • Юлия Валерьевна Фомина
    • Воронежский государственный университет
Ключевые слова: Л. Толстой, семантика жеста, гендерный аспект, анималистическая метафорика, «Крейцерова соната»

Аннотация

Предметом исследования в статье является распределение ролей в гендерных отношениях в позднем творчестве Л. Толстого. Центральное место занимает анализ телесного воплощения эмоционально-духовной жизни главного героя повести «Крейцерова соната» Василия Позднышева, подкрепленного разнообразной анималистической метафорикой. Борьба человеческого и животного в душе героя находит свое выражение в невербальном поведении персонажа, детерминируя его. На первый план выдвигается инверсия: человеческое трансформируется в животное, что отмечается негативными коннотациями, тогда как животное, выступающее в качестве природного, становится символом разумного. Особую значимость в выбранном ракурсе исследования приобретает поведение Позднышева в вагоне поезда, соотнесенное с симметричными сценами в романе «Анна Каренина», имеющими схожую символику (звуки железной дороги, образ зверя / дьявола). В этом случае сопоставительный анализ позволяет прояснить авторскую позицию писателя.

Литература

1. Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991. 144 с.
2. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., 1982. 464 с.
3. Густафсон Р. Ф. Обитатель и чужак. Теология и художественное творчество Л. Толстого. СПб., 2003. 480 с.
4. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., 2001. 384 с.
5. Жданов В. А. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 2005. 448 с.
6. Лебедева А.В. Невербально-пластический аспект в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. Иваново, 2011. 255 с.
7. Лотман Ю. М. О русской литературе классического периода // Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 380-394.
8. Нагина К. А. Из бестиария русской литературы: человек и свинья в творчестве Л.Н. Толстого // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2016. Т. 26, Вып. 3. С. 12-18.
9. Нагина К. А. Метельные пространства русской литературы (XIX - начало XX в.). Воронеж, 2011. 129 с.
10. Нагина К. А. Образно-смысловая оппозиция «жизнь»-«смерть» в произведениях Л. Н. Толстого 1880-х годов : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. Воронеж, 1998. 213 с.
11. Нагина К. А. «Я сделался зверем…» (Об одном мотиве Толстовской прозы) // Филологические записки. Воронеж, 2003. № 20. С. 96-105.
12. Переверзева Н. А. Из наблюдений над мотивной структурой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» (символическая функция звуковых образов) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия филология. СПб., 2008. № 2 (12). С. 22-33.
13. Переверзева Н. А. Художественная функция символа и «контекст прошлого» в повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий» // Вестник ТГУ. Серия: гуманитарные науки. 2008. № 10. С. 83-92.
14. Порудоминский Вю Если буду жив. СПб., 2011. 350 с.
15. Порудоминский В. О Толстом. СПб., 2010. 413 с.
16. Сливицкая О. «Истина в движеньи»: О человеке в мире Л. Толстого. СПб., 2009. 443 с.
17. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. М., Л., 1928-1958. Ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.
18. Хитрук Е. Б. Власть женщин: культурные концепты «мизогиния» и «гинофобия» в классическом философском дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 92-98.
19. Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой. Ростов-на-Дону, 1997. 352 с.
20. Шорэ Э. «По поводу Крейцеровой сонаты…» Гендерный дискурс и конструкты женственности у Л. Н. Толстого и С. А. Толстой // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М., 1999. С. 193-211.
Поступила в редакцию 2017-01-18
Опубликована 2017-04-28
Раздел
Филология
Страницы
177-185