ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИДИОСТИЛЯ А.А. ГАЛИЧА

  • Александр Владимирович Флоря
    • Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
  • Елена Юрьевна Уметбаева
    • Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Ключевые слова: Александр Галич, идиостиль, бардовская песня, художественный мир, лирика, эстетический смысл, романтизм, реализм, стилистические контрасты, интертекст

Аннотация

Предмет данной статьи - описание художественных особенностей поэзии Александра Галича. Авторы характеризуют индивидуальный стиль писателя. Основной метод исследования - описательный. Стиль поэта определяется его художественным миром. Компонентами последнего являются: мировоззрение автора, отношение к фундаментальным категориям бытия, характер восприятия действительности - объективный, субъективный, сложный; соотношение реального или вымышленного и просто искусственного в эстетике произведений; творческий метод; единство или множественность точек зрения; аксиология; идеи и темы, релевантные для автора; константные образы; эмоциональная окраска. Для А. Галича очень важны категории добра и зла, жизни и смерти, свободы и рабства, души. Поэт не идеализирует, не преображает действительность. Он критически переосмысливает ее. При этом он указывает на высшую реальность. Галич использует стилистические контрасты и интертекстуальные параллели. В его аксиологической системе главное место занимает свобода. В описании мира он предпочитает иронический пафос. Лингвистические средства выражения иронии весьма разнообразны. К ним относятся антифразис, метафора, парадокс и др.

Литература

1. Богомолов Н. Александр Галич: поэтика интертекстуальности. URL: http://polit.ru/article/2013/07/21/bogomolov/ print/
2. Галич А.А. Песня об Отчем Доме: Стихи и песни с нотным приложением. М.: Локид-Пресс, 2003. 543 с.
3. Донецких Л.И. Реализация эстетических возможностей имен прилагательных в тексте художественных произведений. Кишинёв: Штиинца, 1980. 160 с.
4. Ковтун Л.С. О специфике словаря писателя // Словоупотребление и стиль М. Горького / отв. ред. Б.А. Ларин. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1962. С. 12-23.
5. Кофанова В.А. Языковые особенности геопоэтики авторской песни (на материале текстов произведений Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича, А.М. Городницкого, Ю.И. Визбора): дис.. канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 236 с.
6. Курилов Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-70-е гг.): дис. … канд. филол. наук. М., 1999. URL: http://www.bard.ru/kurilov/.
7. Новиков В.И. Авторская песня как поэзия сопротивления // Вестник Online. № 5 (290). 28 февраля 2002 г. URL: http://www.vestnik.com/issues/2002/0228/koi/novikov.htm.
8. Уметбаева Е.Ю. Цветовая картина мира в поэтическом языке A.А. Галича: лингвистический аспект (на материале поэзии 1960-70-х гг.): автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2009. 25 с.
9. Флоря А.В., Уметбаева Е.Ю. Антономазия в поэзии А.А. Галича 1960-70-х гг. // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2008. Вып. 3. С. 173-180.
Поступила в редакцию 2015-11-05
Опубликована 2015-12-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
23-27