ОБРАЗ СОБЫТИЯ В НОВОСТНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

  • Татьяна Александровна Воронцова
    • ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
  • Мария Александровна Ковальчукова
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: медиадискурс, новостной анонс, событие, факт, образ события, деформация образа события

Аннотация

В статье рассматриваются принципы и способы формирования образа события в Интернет-дискурсе. Технологические возможности сети Интернет обусловливают появление новых жанров новостного дискурса. Одним из таких жанров является новостной анонс. Данный жанр интернет-дискурса позволяет адресату получать первичную информацию об актуальном событии в принципиально новом формате: одновременно из множества медиаисточников. Такой формат кардинально изменяет процесс формирования образа события у реципиента. Адекватность образа события применительно к анонсу, в отличие от других жанров новостного дискурса, рассматривается не с точки зрения соответствия действительности, а с точки зрения соответствия образу события, представленному в основном сообщении. Образ события формирует как отдельный анонс, так и совокупность всех сообщений о событии. Образ события в разных анонсах может совпадать (в этом случае тексты анонсов могут взаимно дополнять информацию о событии), а может кардинально отличаться. Причиной такого расхождения является преднамеренная или непреднамеренная деформация образа события, т.е. несовпадение образа события в анонсе и основном сообщении. Это не позволяет адресату однозначно интерпретировать данное событие на этапе представления.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 339 с.
2. Арутюнова Н.Д.Название: Язык и мир человека. М: Языки русской культуры. 1999. 896 с.
3. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2010. 192 с.
4. Вендлер З. Факты в языке // Философия, логика, язык / под общ. ред. Д.П. Горского, В.В. Петрова. М., 1987. С. 293-317.
5. Воротникова Ю.С. Когнитивные основы построения сетевого новостного дискурса // Текст - Дискурс - Диалог культур. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 198 с.
6. Демьянков В.З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. 1983. Т. 42, № 4. С. 320-329.
7. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2003. С. 116-133.
8. Ковальчукова М.А. Новостной анонс в сети Интернет как речевой жанр дискурса СМИ: дис. … канд. филол. наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2009. 169 с.
9. Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ // Язык средств массовой информации. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. С. 146-152.
10. Негрышев А.А. О ситуации постмодерна в коммуникативном пространстве СМИ к проблеме экологии массовой коммуникации // Inter-Culturаl-Net: Международный (электронный) научно-практический журнал. Вып. 4. Владимир: ВФ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. С. 67-81.
11. Негрышев А.А. Референтная соотнесенность новостного медиатекста (из опыта описания интерактивности методом макроструктурного анализа) // Лингвистика речи. Медиастилистика: коллективная монография, посвященная 80-летию профессора Г.Я. Солганика. М.: Флинта:Наука, 2012. С. 429-450.
12. Носкова С.Э. Эмоциональный дискурс малых форм: семантический и прагматический аспекты автореф. дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2006. 41 с.
13. Хазагеров Г.Г. Что слышит слушающий // Отечественные записки. 2002. № 6. URL: http://magazines.russ.ru
14. Чернышова Т.В. Медиатекст: введение в заблуждение как прием создания выразительности и как уловка // Вторая Междунар. конф. «Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическоим, риторическом и лингвокультурологическом аспектах». Пленарные доклады. М.: МедиаМир, 2012. С. 194-201.
Поступила в редакцию 2015-04-20
Опубликована 2015-06-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
102-108