«ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» И.С.ТУРГЕНЕВА: ПОЭТИКА ХРАМОВЫХ СЮЖЕТОВ

  • Галина Владимировна Мосалева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: поэтика романа, храмово-литургическая структура, символика

Аннотация

В статье рассматриваются особенности воплощения храмовой поэтики в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева. Композиции романа присуща храмово-литургическая структура, сюжетным центром которой являются церковные службы : две литургии и всенощная, принципиально значимые в развитии сюжета, завершающегося «в монастыре». Поэтике романа свойственна субстанциальная символика, воплощающая собой храмово-литургическую образность (храм, икона, колокольный звон, молитва), способствующую превращению именно этого романа из всех других в самый весенний, солнечно-лучистый, световой и пасхальный . Образ святости русской земли, отраженный Тургеневым в «Записках охотника», получает в «Дворянском гнезде» дальнейшее углубление, историческую ретроспективность через связь с жанрами древнерусской словесности (воинскими повестями, летописями). Природа и здесь сакрализована, литургична, христоцентрична. В «Дворянском гнезде» Тургенев поэтизирует «тихое» и «невыразимое», неокультуренное пространство (заросшие сады, естественную природу). Между «кротким» героем Тургенева и русской природой наблюдается симфония согласия. Природные образы связаны у Тургенева не только с психологическими характеристиками героев, но и с передачей феноменов религиозно-мистического опыта богообщения. Лиза, в отличие от Лаврецкого, обращается к христианству как ответу на свой личный вопрос о жизни и смерти, о бессмертии души, а не как факту культуры, истории и морали. Сюжеты Лизы и Агафьи Власьевны строятся в соответствии с житийными топосами. В «Дворянском гнезде» сюжет смерти-воскресения присущ героям романа, близким к русской народной жизни. Боголюбие и благочестие героев поддержаны их антропонимами, в силу чего возникает соотнесенность со свойствами Христа. Сюжет Лизы Калитиной соотносится с иконографическим сюжетом «Введения во храм Пресвятой Богородицы». Храмовые сюжеты в романе образуются с помощью храмовых мотивов, среди которых значим мотив покаяния и отказа от надежд на земное счастье.

Литература

1. Виролайнен М. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. С-Пб.: Амфора, 2003. 503 с.
2. Григорьев А.А. И.С.Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо» // Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М: Современник, 1986. С. 144-189.
3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя (февраль 1876) // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 9 т. М.: Астрель: Аст, 2007. Т. 9. В 2 кн. Кн. 1.
4. Тургенев И.С. Дворянское гнездо // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М.: Наука, 1981. Т. 6 (1858-1860). 493 с.
5. Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. Монография. М.: Изд-во Лит. ин-та им. А.М. Горького, 2011. С. 324.
Поступила в редакцию 2019-01-23
Опубликована 2018-12-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
855-861