РЕАЛИЗАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ДИДАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ» (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ НАУЧНОЙ ШКОЛОЙ ИЯЛ УДГУ)

  • Екатерина Валентиновна Тройникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Алла Николаевна Утехина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: магистерская программа, модель, дидактическая структура, педагогическая магистерская подготовка, образовательные ступени школы

Аннотация

Педагогическая подготовка магистров является частью многоуровневой структуры российского высшего образования. Мы предлагаем академическую образовательную программу «Дидактика межкультурной коммуникации». В статье обсуждаются проблемы подготовки по ней с позиций существующих теорий и образовательных практик и опыта научно-исследовательской деятельности научной школы «Языковое и межкультурное образование и воспитание». Рассматривается модель подготовки педагогов-магистров для младшей, средней и старшей ступеней общеобразовательной школы. Предлагается дидактическая структура подготовки магистров, включающая цель, принципы, содержание, технологии, диагностирование для каждой образовательной ступени. Описана организация научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в процессе реализации образовательной программы с целью овладения магистрами-педагогами методологией и методиками научно-исследовательской работы.

Литература


  1. Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика): монография / Н.Ю. Милютинская, Н.Е. Брим, М.А. Бекк, В.В. Вартанова, А.Н. Мифтахутдинова. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2011. 266 с.

  2. Белова Т.И. Язык в развитии ребенка: построение дидактического пространства: монография. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2007. 156 с.

  3. Голубкова О.Н. American studies through literature / Культурологическая интерпретация литературы США: учеб. пособие. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2005. 188 с.

  4. Концепция проектирования мультилингвального образовательного пространства в полиэтническом регионе: программа / Т.И. Зеленина, А.Н. Утехина, Л.М. Малых, А.Н. Мифтахутдинова. Ижевск, 2010. 24 с.

  5. Кузнецова Р.А. «Раннее языковое образование в условиях поликультурной среды (на материале удмуртского языка): монография. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2009. 147 с.

  6. Кузнецова Р.А. «Жильыртӥсь ошмес = Журчащий родник»: образовательная программа по обучению детей дошкольного возраста удмуртскому языку в условиях русскоязычной среды. Ижевск: АОУ ДПО ИРО, 2017. 121 с.

  7. Маханькова Н.В., Мокрушина Л.В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учеб. пособие / Н.В. Маханькова, Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2012. 126 с.

  8. Милютинская Н.Ю., Форд С. English trough cultural understanding: учеб. пособие / Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2010. 107 с.

  9. Тройникова Е.В. Международная конвергенция образовательных систем: монография. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2012. 173 с.

  10. Утехина А.Н., Зеленина Т.И. Интегративная программа «Лингва»: программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2000. 66 с.

  11. Утехина А.Н., Ажмякова Н.Н. Межкультурное воспитание младших школьников в процессе обучения иностранному языку: монография. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2004. 158 с.

  12. Утехина А.Н. Межкультурная дидактика: монография. М.: Флинта: Наука, 2011. 278 с.

  13. Утехина А.Н. Межкультурное образование молодежи в полиэтническом регионе (на примере Удмуртской Республики): монография. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2006. 150 с.

  14. Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Хасанова Л.И. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2007. 146 с.

  15. Утехина А.Н. Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании: коллективная монография / А.Н. Утехина, Н.Е. Брим, О.Н. Голубкова, О.К. Козлитина, Н.Ю. Милютинская, Е.В. Тройникова, Л.И. Хасанова. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2008. 221 с.

  16. Утехина А.Н. Ребенок. Язык. Интеллект: монография. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2017. 164 с.

  17. Ходырева Т.С. Программа работы научного кружка «Я исследователь»: методическое пособие с учащимися младших классов гимназии. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2009. 88 с.

  18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование (уровень магистратуры). M., 2014. URL: http://fgosvo.ru/440401 (дата обращения: 12.02.2018).

Поступила в редакцию 2019-04-16
Опубликована 2019-06-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
534-543