СПЕЦИФИКА КОНТРАСТА В НОВЕЛЛЕ В. ТОКАРЕВОЙ «ПЕРЕЛОМ»

  • Галина Сергеевна Голованова
    • ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Кинель Самарской области
Ключевые слова: контраст, языковая репрезентация, новелла, пуант, счастье, несчастье, перелом

Аннотация

Цель, которую ставит автор настоящей статьи, - определение функциональной значимости контраста в тексте новеллы «Перелом». Достигается она через описание изображения контраста разными языковыми способами и средствами, показ соотношения контраста с пуантом как специфичным признаком жанра новеллы, характеристика контраста как эффективного приема актуализации текстовых смыслов и выявления авторского замысла. Новизна исследования определяется привлечением нового языкового материала для углубления представления о специфике и художественной роли контраста в жанре новеллы.

Литература

1. Андреева Г.В. Языковое выражение контраста и его стилистические функции в художественной прозе (на материале английского языка): дис. … канд. филол. наук. Л., 1984. 185 с.
2. Бакалова З.Н., Краснова Е.А. Языковая репрезентация темы любви в рассказах И.А. Бунина // Мова. 2017. № 28. С. 46-53.
3. Зелепукин Р.О. Парцелляция в художественной прозе В. Токаревой: структура, семантика, текстообразующие функции: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 26 с.
4. Калашникова Н.М. Афористичность как черта идиостиля В. Токаревой: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2004. 26 с.
5. Киреева Ю.Н. Трансформация прецедентных высказываний как стилевая доминанта прозы В. Токаревой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1(55): в 2-х ч. Ч. 1. C. 125-128.
6. Киреева Ю.Н. Образ любви как объект вербальной репрезентации в прозе В. Токаревой // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. № 10 (163). С. 140-145.
7. Киреева Ю. Н., Плотникова Л. И. Специфика словотворчества Виктории Токаревой // Русистика. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-slovotvorchestva-viktorii-tokarevoy (дата обращения: 26.04.2019).
8. Краснова Е.А. Союз «ЕСЛИ» как маркер любви в рассказах В. Токаревой // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 27-29.
9. Кудрявцева М.И. Контекстное употребление образных средств как способ конструирования подтекста в прозе В. Токаревой // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2010. № 2. С. 231-242.
10. Мартынова О.П. Контраст как семантико-функциональная основа художественного текста (на примере текста англоязычного короткого рассказа): дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2006. 175 с.
11. Миронова М.В. Стилевая доминанта рассказов В. Токаревой // Вестник ТГУ. Вып. 6 (62). 2008. С. 106-110.
12. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.
13. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. 262 с.
14. Позняк Л.П. Текстоорганизующая роль контраста и аналогии в произведениях англоязычных авторов: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. Иркутск, 2002. 187 с.
15. Русинова Л.В. Концепт «любовь» в современной женской прозе (на материале текстов В. Токаревой, Л. Улицкой и Н. Горлановой): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2012. 30 с.
16. Саркисян Л.А. Конфликт в рассказах В. Токаревой // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 55. С. 143-156.
17. Сердобинцева Е.А. Быт и бытие в женской прозе Виктории Токаревой в аспекте гендерных исследований // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 20. С. 33-36.
18. Стрельцова Е.А. Языковая личность мужчины в текстах В. Токаревой // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 5. С. 72-75.
19. Стрельцова Е.А. Языковые особенности художественных текстов В. Токаревой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3. С. 137-140.
20. Тертычная Н.Н. Психологизм прозы В. Токаревой (о некоторых аспектах проблемы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27): в 2-х ч. Ч. I. С. 161-165.
21. Тертычная Н.Н. Человек и время в прозе В. Токаревой // Наукові записки Харківського національного педагогічного університету ім. Г.С. Сковороди. Літературознавство. 2013. Вип. 2(1). С. 130-137.
22. Торосян М.С. Феномен контраста в аспекте концептуальной организации художественного текста: на материале языка послевоенной прозы: автореф. дис.. канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 30 с.
23. Туранина Н.А., Гулик Е.В. Репрезентанты концепта Счастье в прозе Виктории Токаревой // Известия ВГПУ. Проблемы русистики. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/50/75-78.pdf (дата обращения: 26.04.2019).
24. Фатеева Н.А. Языковые особенности современной женской прозы. Подступы к теме // Русский язык сегодня: сб. статей. Вып. 1. М.: Азбуковник, 2000. С. 573-585.
25. Холомеенко О.М. Гендерные доминанты и их языковая репрезентация в «женской прозе»: на материале произведений В. Токаревой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Дону, 2013. 24 с.
26. Щурова И.В. Автологические и металогические приемы в прозе Виктории Токаревой // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 21. С. 170-175.
Поступила в редакцию 2019-11-14
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Лингвистика
Страницы
969-975