СЛОВО ИЗОБРАЖЕННОЕ И ИЗОБРАЖАЮЩЕЕ: А.Н. ОСТРОВСКИЙ, Н.С. ЛЕСКОВ, И.С. ШМЕЛЕВ

  • Галина Владимировна Мосалева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: категория иконичности, народная речь, писатели-изографы

Аннотация

В статье рассматриваются художественные принципы изображения народной речи в творчестве трех писателей классиков: А.Н.Островского, Н.С.Лескова, И.С.Шмелева. Картины народной жизни вырастают из речевой сферы. В критической литературе об этих писателях в основном обращается внимание на речь как предмет изображения, на ее объектный статус. Вместе с тем у названных писателей-изографов слово оказывается не только изображенным, но и изображающим, где одним из ведущих принципов построения текста оказывается иконический. В творчестве всех трех писателей обнаруживается влияние жанровой системы древнерусской литературы, всего храмово-литургического онтоса православной церкви. В статье отмечается последовательная работа Островского над созданием драматургии как национально-поэтического эпоса, воплощенного в храмово-литургических и иконических символах, стремление национального драматурга отразить идеальные образы и само представление народа об Идеале. Относительно творчества Лескова делаются выводы о его внимании к церковному слову, к Священному Писанию, вследствие чего поэтика Лескова насыщается визуальными иконическими и литургическими образами, ей присущ религиозный экфрасис, иконография святости, обращенная к феномену юродства. Творчество Лескова понимается как звучащая икона России, как повествование с присущей ему «матрешечной структурой», отражающей православный код русской культуры. Иконические принципы изображения проявляются во всем творчестве Шмелева: в его сюжетах, композиции, мотивах, образах-символах. Опровергается мнение о Шмелеве как писателе-этнографе, изобразителе дореволюционного быта. Доказывается мысль о символичности и сакрализации вещей в поэтике Шмелева, о разработке писателем принципов невербального повествования, принципов визуальной иконической символичности.

Литература

1. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. М.: Книга, 1982. 189 с.
2. Венгеров С.Л. Н.С.Лесков // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. СПб., 1896. Т. 18. С. 150.
3. Лесков Н.С. Собр. соч.: в 12 т. М.: Правда, 1989. Т. 10.
4. Островский А.Н. Полное собр. соч.: в 12 т. / Под общей ред. Г.И. Владыкина, И.В. Ильинского, В.Я. Лакшина и др. М.: Искусство, 1973-1980. Т. 11. С. 57.
5. Сахновский В.Г. Влияние театра Островского на русское сценическое искусство // Творчество А. Н. Островского. Юбилейный сборник. Под ред. С. К. Шамбинаго. М.-П., 1923. С. 229.
6. Шмелев И.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Русская книга, 1998. Т. 2.
Поступила в редакцию 2019-03-19
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
1012-1017