РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКФРАСИС В ПЬЕСЕ Н. КОЛЯДЫ «КАРТИНА»

  • Дмитрий Валерьевич Горюнов
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры»
  • Кристина Владимировна Загороднева
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры»
Ключевые слова: Н.В. Коляда, современная драма, пьеса «Картина», религиозный экфрасис, сакральное и профанное, философия искусства

Аннотация

С учётом итогов и перспектив изучения экфрасиса рассматривается религиозный экфрасис как вербальная репрезентация религиозных артефактов. На материале современной литературы, в частности ранней пьесы репертуарного отечественного драматурга Н.В. Коляды «Картина» (1996), исследуются особенности данного типа экфрасиса в контексте значимой на всём протяжении существования искусства магии визуальности. Делается попытка соотнести икону как теургический акт, в котором «свидетельствуется в образах плоти жизнь духовная» (Сергий Булгаков), и картину на религиозный сюжет. В пьесе картина на религиозный сюжет «Святое семейство» становится главным действующим лицом. Особое внимание уделяется сложному переплетению и столкновению сакрального и профанного в одноактной пьесе. Причём, под сакральным подразумевается религиозный сюжет, преображение созерцающих картину героев, их сопоставление с персонажами на картине, акцентирование Богородичного идеала и христианский подвиг бабёнки, под профанным - интерпретация неизвестным художником религиозного сюжета, месторасположение картины, речь персонажей, изобилующая руганью и непристойностями, стремление к материальным ценностям и мотив поглощения пельменей. Обосновывается проблематизация границы сакрального и профанного в данной пьесе. Через призму развёрнутых ремарок обобщается роль вьетнамца в пьесе и подчёркивается время действия - ночь.

Литература

1. Булгаков С. Икона, её содержание и границы // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Под ред. Н.К.Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. С. 281-291.
2. Есаулов И.А. Экфрасис в русской литературе нового времени: Картина и икона // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л.Геллера. М.: МИК, 2002. С. 167-179.
3. Загороднева К.В., Бочкарёва Н.С. Экфрасис в современной драме. Пермь: Перм. гос. ин-т культуры, 2017. 108 с.
4. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003. 296 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.fedy-diary.ru/html/042011/24042011-06a.html (дата обращения 07.05.2019)
5. Коляда Н. «Персидская сирень» и другие пьесы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 464 с.
6. Лейдерман Н.Л. Маргиналы Вечности, или Между «чернухой» и светом // Современная драматургия. № 1. 1999. С. 2. 162-170.
7. Меднис Н.Е. «Религиозный экфрасис» в русской литературе // Критика и семиотика. Вып. 10. 2006. С. 58-67.
8. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 400 с.
9. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. 216 с.
Поступила в редакцию 2019-08-29
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
1052-1056