ПОЭТИКА И ПРАГМАТИКА ЖАНРОВ ПОХОРОННОЙ ОБРЯДНОСТИ АЛТАЙЦЕВ

  • Надежда Романовна Ойноткинова
    • ФБГУН Институт филологии СО РАН
Ключевые слова: алтайцы, поэтика и прагматика фольклора, жанр плача у алтайцев причитание, похоронная обрядность

Аннотация

Статья посвящена поэтике и прагматике жанров сыгыт (ыг) ‘причитание’ и кереес сӧс ‘памятное слово’ в похоронной обрядности тюрков Южной Сибири (телеутов, чалканцев, алтайцев). Материалом исследования послужили тексты, записанные в начале и конце ХХ в. у разных диалектных групп алтайцев. Поставленная научная проблема связана с выделением жанров похоронно-поминальной обрядности алтайцев, а также с изучением концептуальной семантики этих текстов. Жанр сыгыт выполняет эмотивно-оценочную функцию: он исполняется для выражения скорби, тяжести утраты близкого человека. Для плачей, записанных еще в начале ХХ в. характерна развитая система метафор, выполняющих функции образности и иносказательности. В причитаниях, построенных в форме диалога оплакивающего с умершим, риторические вопросы позволяют выразить сожаление, скорбь по ушедшему в иной мир. Ключевыми мотивами плачей являются дорога в иной мир, необратимость жизни. Другому жанру кереес сӧс свойственна оценка человеческих достоинств усопшего, выражение сочувствия его семье. Содержащиеся в них краткие формулы-благопожалания произносятся в заклинательных целях - для закрытия дороги души умершего в мир живых.

Литература

1. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. (Собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии). Л.: Изд-во РАН, 1924. 150 с.
2. Алтай фольклор. 2-е издание, дополненное / С.С. Суразаков. Горно-Алтайск: 2015. С. 59-60.
3. Архив МАЭ РАН. Фонд 11, оп. 1. Папка № 60. Л. 33-44. Похоронные песни телеутов.
4. Архив НГК им. Глинки. Зап. Н.М. Кондратьевой, запись № 12.38-217. Плач по умершему ребенку.
5. Архив ИА РА. ФМ № 422 (122). Сыгыт. Зап. и пер. Е. П. Кандаракова в селе Верхний Суранаш Турачакского района от Барбачаковой (Кандараковой) С. К., 1913 года рождения, из рода поктарак, и Барбачаковой (Абашевой) С. К. 1921 года рождения, из рода поктарак.
6. Архив НА НИИА, ФМ № 450, тетрадь 11, стр. 85. Фольклорные материалы, собранные Н.К. Ялатовым, 1927 г.р. из рода майман.
7. Асиновская А.А. Хакасы // Музыкальная культура Сибири. Т. 1. Традиционная музыкальная культура народов Сибири. Кн. Традиционная культура коренных народов Сибири. Новосибирск: Полиграфкомбинат, 1997. С. 317-345.
8. Аязбекова С.Ш. «Музыка=жизнь» и «Тишина=смерть» в тенгрианской философии бессмертия // Cultural and historical development of the society as the dynamic expression of the self-learning human existence. London: JASHE, 2016, pp. 45-48. URL: http://gisap.eu/ru/node/97692
9. Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2007. 586 с.
10. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы: сб. этнографических статей и исследований алтайского миссионера, протоиерея В.И. Вербицкого. М. [Б.и.], 1893. 256 с.
11. Герасимова Н.М. Поэтика плача в севернорусских причитаниях // Прагматика текста: фольклор, литература, культура. СПб.: Изд-во РИИИ, Санкт-Петербург. гос. ун-т, 2012. 368 с.
12. Дыренкова Н.П. Пережитки материнского рода у алтайских тюрков // Советская этнография. 1937. № 4. С. 18-45.
13. Дьяконова В.П. Похоронная обрядность. Алтайцы // Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). Л.: Наука, 1980. С. 100-107.
14. Кандаракова Е.П. Обычаи и традиции чалканцев. Горно-Алтайск, 1999. C. 152-162.
15. Клешев В.А. Традиционная похоронная обрядность алтайцев // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф. Вып. 6 / под ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2005. С. 117-119.
16. Мусагажинова А.А. Жоқтау в погребально-поминальном обряде казахов павлодарского приртышья Казахи Евразии: история и культура: сб. науч. трудов / [гл. ред. Н.А. Томилов; отв. ред.: Ш.К. Ахметова, А.А. Ильина, И.В. Толпеко]. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского ; Павлодар : Изд-во Павлод. гос. пед. ин-та, 2016. С. 193-197.
17. Наделяев В.М., Насилов Д.М., Тенишев Э.Р., Щербак А.М. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1979. 676 с.
18. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М.: Наука, 1989. 749 с.
19. Cловарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка / Сост. Протоиерей В. Вербицкий. Издание Православного Миссионерского общества. Казань: Типография В. М. Ключникова, Большая Проломная улица, 1884; 2-е изд. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2005. Переизд. 504 с.
20. Тадина Н.А. Живому хорошо гулять, мертвому лежать в камнях (о дуализме традиционного мировоззрения алтайцев) // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2007. Вып. I. С. 173-181.
21. Тадина Н.А. «Нет железа, которое не сломается, нет живого существа, которое не умрет» (представление о смерти в контексте картины мира алтайцев) // Сибирский сборник - 1: Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Книга I / Отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб: Изд-во «МАЭ РАН», 2009. С. 65-72.
22. Тадышева Н.О. Современный похоронно-поминальный обряд тюрков Саяно-Алтая (алтайцев, хакасов и тувинцев): архаические культы и новации // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. Томск, 2017. Вып. 4 (18). С. 103-111.
23. Телеутский фольклор / Сост., вступит. Ст., запись, пер., коммент. Д. А. Функа. М.: Наука, 2004. 183 с.
24. Функ Д.А. Причеть (сыгыт) у бачатских телеутов [Prichet (sykhyt) of the Bachat Teleuts] // Расы и народы. Вып. 28. М.: Наука, 2002. С. 243-269.
25. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Изд-во «Горно-Алт. отд. Алт. кн. изд-во», 1981. 182 с.
26. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб.: Изд-во «И.М. Сибирякова», 1981. 310 с.
Поступила в редакцию 2019-10-02
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Фольклористика
Страницы
1081-1087