ЯЗЫКИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ СИБИРИ)

  • Андрей Данилович Каксин
    • ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Ключевые слова: языки малочисленных народов, языки-идиомы, социолингвистический подход, структурно-семантические особенности, лингвистическое описание

Аннотация

Статья посвящена выработке методологической составляющей процесса социолингвистического изучения языковых идиом. Большинство из этих языковых идиом (на территории России они сконцентрированы преимущественно в Сибири) - младописьменные, и потому нуждаются в масштабной документации (по европейским стандартам). При этом само собой разумеется, что документация и последующая обработка собранного материала должны быть произведены с помощью современных технических средств и соответствующих компьютерных технологий, методик, программ. С другой стороны, к ним могут быть применены и другие методы исследования, в том числе - социолингвистические. В статье обосновывается необходимость выработки комбинированной методологии в отношении названных языков. Суть такого подхода состоит в следующем: применяя методы и приемы из арсенала социолингвистики, необходимо фиксировать и специфические структурные признаки. Совокупное представление сведений социолингвистического и структурно-семантического планов дает комбинированное описание искомых языковых образований как языковых идиом. Большинство идиом Сибири (в частности, сойотский язык, койбальский говор хакасского языка) имеют научные описания, но их недостаточно, и в них данные языковые образования не описываются как идиомы. Осмысление имеющихся материалов под названным углом зрения поможет уточнению путей развития языков малочисленных народов в новейшее время.

Литература

1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (К вопросу о предмете социолингвистики). Л.: Наука, 1975. 274 с.
2. Альвы: Сборник фольклора ваховских ханты / Сост. и пер. Л.Е. Куниной. Томск: Изд-во Томского университета, 2005. 144 с.
3. Альчикова О.М. Функционирование алтайского языка в сфере дошкольного образования // Родной язык в системе образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 23 октября 2009 года, г. Абакан / отв. ред. Т.Г. Боргоякова. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009. С. 161-168.
4. Боргоякова Т.Г. Преимущества билингвизма и проблемы билингвального образования в Республике Хакасия // Миноритарные языки в поликультурном пространстве России: материалы Всероссийского научного семинара с международным участием, 29 июня 2011 года, г. Абакан / отв. ред. Т.Г. Боргоякова. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2011. С. 6-15.
5. Боргоякова Т.Г. Социолингвистические процессы в республиках Южной Сибири. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2002. 166 с.
6. Карпов В.Г. О языковой ситуации в Республике Хакасия // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках: материалы конференции. М., 1994. С. 100-105.
7. Карпов В.Г. Хакасский язык: проблемы и перспективы развития. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007. 260 с.
8. Карпов В.Г., Насилов Д.М. Хакасский язык // Государственные и титульные языки России. М.: Academia, 2002. С. 400-413.
9. Ковылин С.В. Особенности синтаксиса памятника селькупской письменности “Беседы об истинном боге и истинной вере на наречии обских остяков” (1900) св. Макария (Невского) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2020. №3 (29). С. 44-57.
10. Кривоногов В.П. Влияние национальной среды на языковые процессы у хакасов // Вопросы хакасского литературного языка / Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Абакан, 1984. С. 162-186.
11. Кузнецова А.И. Селькупы Туруханского района Красноярского края на рубеже II и III тысячелетий (социолингвистическая ситуация и языковые изменения) / Воронежский государственный университет. Воронеж, 2007. 114 с.
12. Лемская В.М. Чулымские тюрки: сокращение численности населения как результат трансформации этноязыкового самосознания // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2013. №2 (2). С. 50-55.
13. Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
14. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. 2-е изд. М. Флинта; Наука, 2001. 312 с.
15. Сарбашева С.Б. К вопросу об усовершенствовании алфавита современного алтайского языка (с дополнительными знаками для диалектов) // Основные тенденции развития алтаистики в изменяющихся мировоззренческих условиях: материалы межд. научно-практ. конф., посвящ. 1150-летию российской государственности, 90-летию Ойротской автономной области, 60-летию Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова / НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. Горно-Алтайск, 2012. С. 237-240.
16. Скрибник Е.К., Афанасьева К.В. Практический курс мансийского языка: Учебное пособие / Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2004. 108 с.
17. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. В 2-х частях. Изд. 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1975. 272 с.
18. Толмашов А.Г., Майнагашева К.С. Национально-региональный компонент содержания математического образования и этнозадачники // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Вып. X. 2006. С. 138-143.
19. Тугарина Т.Н. Хакасский язык в образовательных учреждениях города Абакана: опыт, проблемы, инновации // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Вып. XI. 2007. С. 76-78.
20. Черемисина М.И. Языки коренных народов Сибири / Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 1992. 92 с.
21. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. М.: Наука, 1976. 174 с.
22. Cleaver B. Sociolinguistic factors considered in determining whether to produce Scripture materials in the Chalkan variety of Northern Altai // Родной язык. Лингвистический журнал (Москва). 2018. № 1. С. 29-67.
Поступила в редакцию 2021-02-20
Опубликована 2021-12-29
Раздел
Лингвистика
Страницы
1159-1169