ЛЕКСИЧЕСКАЯ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМАТИКА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА: MADELEINE DE PROUST

  • Ирина Ивановна Кушакова
    • НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
Ключевые слова: Пруст, прустовская мадлен, фразеологизм, лингвокультурологический анализ, идиоматика, логоэпистема, внутренняя форма слова

Аннотация

Статья посвящена лингвокультурологическому анализу фразеологизма madeleine de Proust в современном французском языке на основе лексикографических данных, методом компонентного анализа и семантического анализа текста. В работе определяется степень идиоматичности изучаемого фразеологизма. Используя методику лингвокультурного декодирования, выявляются эмоционально-чувственная, этическая и эстетическая информации; архетипическая, мифологическая, религиозная, философская и научная информации, которые являются глубинными основаниями значения любого фразеологизма. Так во фразеологизме madeleine de Proust базисными типами информации стали религиозный и философский. Первый связан с внутренней формой многозначного слова madeleine . Оно является нарицательным именем - означает наименование мучного изделия и именем собственным - Мадлен именовали девушку, которая придумала данное кулинарное блюдо; это слово ассоциируется с образами Магдалины-грешницы и святой Марии-Магдалины, что отражено во фразеологической системе французского языка; с именем собственным Saint-Jacques , которое используется и для описания предмета материального мира, и сопровождает писателя в жизни, а героя - в романе. Философский тип информации, заключенный в слове, связан с размышлениями, знаками, философией Пруста, с понятиями произвольной и непроизвольной памяти. Творческим толчком к формированию полисемии слова послужила чувственно-эмоциональная информация. Исследование показало, что полисемичное слово madeleine в семантическом пространстве художественного текста благодаря дарованию писателя, его эмоционально-чувственным переживаниям, его потоку сознания, расширило свой смысл и стало одним из компонентов новой языковой единицы: фразеологизма madeleine de Proust, в котором личностное индивидуально-коллективное сознание осуществило слияние материи и идеальной сущности в единое целое.

Литература

1. Алиференко Н.Ф. Фразеологические логоэпистемы: архетипы и символы // Научные ведомости БелГУ. 2014. Выпуск 22. Серия: Гуманитарные науки. № 13 (184). С.7-14
2. Алиференко Н.Ф. Когнитивно-семасиологическое содержание языкового знака // Вестник ТГПУ, 2005. Выпуск 3(47). Серия: Гуманитарные науки (филология). С.5-10.
3. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Статьи. Перев. с франц. Е. Г. Соколова. СПб: Алетейя, 1999. 190 с.
4. Жуков В.П. Идиоматичность фразеологизма в сопоставлении с идиоматичностью слова // В.П. Жуков. Избранные работы по русскому языку. Жуков А. В. (ред.). Великий Новгород: НовГУ, 2011. С. 297-308.
5. Зыкова И.В. Роль концептосферы культуры в формировании фразеологизмов как культурноязыковых знаков: дис. … док. наук. Москва, 2014. 510 с.
6. Колшанский Г.В. Некоторые вопросы семантики языка в гносеологическом аспекте // Принципы и методы семантических исследований. В.Н. Ярцева (ред.). Москва: Наука, 1976. С. 5-31.
7. Лосев А.Ф. Философия имени / Самое само: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 1024 с. С. 29-204.
8. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: Искусство СПБ, 2001. 704 с.
9. Пруст М. По направлению к Свану: Пер. с фр. М. В. Толмачева. М.: Республика, 1992. 368 с.
10. Степанова И.И. Номинация мучных изделий в современном французском языке (лингвокультурологический аспект): дис. … канд. наук. СПб., 2004. 209 с.
11. Barthélémy P. Les singes aussi ont leur madeleine de Proust / Le Monde [Electronic source]. 2013. URL: http://passeurdesciences.blog.lemonde.fr/2013/07/28/memoire-singes-madeleine-de-proust-cerveau. (дата обращения: 17.01.2021).
12. Durand A. L’épisode de la «madeleine» dans «À la recherche du temps perdu» [Электронный ресурс] / A. Durand. 2009. URL: https://www.comptoirlitteraire.com. (дата обращения: 17.01.2021).
13. Geneviève Henrot Sostero. De l'impression à l'expression : stylèmes du suspens(e) chez Proust. Modèles linguistiques. 2018, 4. Рp. 79-104.
14. Lejeune P. Écriture et Sexualité // revue «Europe», février-mars 197. [Электронный ресурс] / P. Lejeune. 1971. URL: https://www.autopacte.org/Petite_Madeleine.html. (дата обращения: 17.01.2021).
15. Meguro Junko. La nourriture chez Marcel Proust. Thèse de doctorat Langue, littérature et civilisation françaises.Université Sorbonne nouvelle. Paris 3 ed 120. Littérature française et comparée EA 3423. Centre de Recherche sur les Poétique du XIXe siècle Centre d’Études Proustiennes de Paris 3. 2015. 411 р.
16. Proust M. Contre Sainte-Beuve dans Contre Sainte-Beuve, précédé de Pastiches et mélanges et suivi de Essais et articles, édition établie par Pierre Clarac avec la collaboration d’Yves Sandre. Paris: Gallimard, Bibliothèque de la Pléiade, 1971. 1040 р.
17. Proust M. Du côté de chez Swann (1) (À la recherche du temps perdu). Paris: Gallimard. 251 p.
18. Proust М. Temps retrouvé. Paris : Gallimard, 1927. 230 p.
19. Reymond P. Proust. La recherche du Temps perdu et la Madeleine [Электронный ресурс]. 2016. URL: www.pierre-reymond.fr/../wp../Proust-et-la-Madeleine.docx. (дата обращения: 17.01.2021).
20. Ricard M.-A. (Université Laval) Proust et le nouveau : une lecture anti-platonicienne de son œuvre // Symposium. 2012, 16 (1), Spring/Printemps. Р. 3-27.
Поступила в редакцию 2021-02-25
Опубликована 2021-12-29
Раздел
Лингвистика
Страницы
1204-1211