ПЛОЩАДЬ КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА

  • Татьяна Вячеславовна Зверева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: автор, символическое пространство, сквозной сюжет, декабристы, аллюзия, библейские мотивы

Аннотация

Повторяемость и вариативность базисных мотивов и образов - отличительная черта поэтической системы А.С. Пушкина. Благодаря сложным и противоречивым взаимосвязям отдельных элементов возникает целостная система пушкинского творчества, в основании которой лежит принцип «продуктивного противоречия». Площадь является одним из ключевых пространственных образов, не только объединяющим целый ряд произведений (от трагедии «Борис Годунов» до романа «Капитанская дочка»), но и образующим сквозной сюжет. На примере многочисленных текстов автор статьи показывает функционирование данного образа, выявляет его семантику. Пространство площади одновременно выступает у Пушкина и как место гибели, и как место спасения; и как место исторических перерешений и как место исторического тупика. Особое внимание отведено аллюзивному принципу, являющемуся конструктивным для художественной системы Пушкина. В ряде произведений («Какая ночь! Мороз трескучий», «Медный всадник», «Капитанская дочка») изображение площади не отделимо от событий 14 декабря 1825 г. и 25 июля 1826 г.

Литература

1. Ахматова А. О Пушкине. Л.: Сов. писатель, 1977. 245 с.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.
3. Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник» // Белый А. Собр. соч.: В 14 т. М.: Дмитрий Сечин, 2014. Т. XIV. 533 с.
4. Богданова О.В. Аллюзийный подтекст в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Т. 12. Вып. 3. С. 365-370.
5. Вайскопф М. Вещий Олег и Медный всадник // Русский текст. 1994. № 2. С. 47-64.
6. Гиллельсон М.И. А.И. Тургенев и его литературное наследство // А.И. Тургенев. Хроника русского. Дневники (1825-1826). М.; Л.: Наука, 1964. С. 441-505.
7. Давыдов Д. Военные записки. М.: Военное издательство, 1940. 480 с.
8. Зверева Т.В. А.Н. Радищев и Н.М. Карамзин в идейном контексте «Капитанской дочки» А.С. Пушкина // Филологический класс. 2020. № 1. С. 41-51.
9. Лотман Ю.М. Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. С. 293-299.
10. Невелев Г.А. «Истина сильнее царя…»: (А.С. Пушкин в работе над историей декабристов). М.: Мысль, 1985. 205 с.
11. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М.: Советский писатель, 1987. 448 с.
12. Пумпянский Л.В. Об исчерпывающем делении, одном из принципов стиля Пушкина // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 210-220.
13. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Л.: Наука, 1984. 317 с.
14. Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1960.
15. Ростова Н.В. Элементы маскарада как составляющие литературных и сценических образов трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 5. С. 272-277.
16. Сурат И.З. Два сюжета поздней лирики Пушкина // Московский пушкинист. М.: Наследие, 1997. Вып. 4. С. 51-86.
17. Уварова-Даниэль И. Пушкин в свете балагана. Балаган в свете Пушкина // Экран и сцена. 2013. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.screenstage.ru/?p=1021 (дата обращения: 10.06.2021).
18. Якобсон Р. Заметки на полях лирики Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 213-218.
Поступила в редакцию 2021-05-16
Опубликована 2021-12-29
Раздел
Литературоведение
Страницы
1252-1259