КОНЦЕПЦИЯ «ГЛАЗА» В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ: К ОБРАЗУ «ЧЕЛОВЕКА ТЕЛЕСНОГО»

  • Галина Олеговна Папшева
    • ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
  • Ольга Николаевна Матвеева
    • ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
  • Надежда Васильевна Голубцова
    • ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
Ключевые слова: структурная модель, семантическая модель, антропоцентрическая модель, концепт, символ, компонент, коннотации, соматическая лексика, А. Ахматова

Аннотация

Выявляются антропоцентрические постулаты художественного направления Серебряного века «акмеизм», раскрывается концепция «одухотворенного тела Вселенной», восприятия мира как физиологического целого; раскрывается идея преемственности культурных и цивилизационных моделей в творчестве представителей акмеизма. Обосновывается концептуальная значимость соматической лексики в творчестве А. Ахматовой в целом и «глаза» как важнейшего органа познания мира - в частности. Обосновывается важность анализа и интерпретации данной лексики как составляющей части модели «человека телесного», воспроизводящего в себе самом гармоническое состояние окружающего мира. Интерпретируются статические данные, определяющие характер и количество упоминаний концепта «глаз» в стихотворном творчестве А. Ахматовой, выводятся основные закономерности употребления данного концепта. Раскрываются структурные модели конструкций, включающих «глаз»; выделяются наиболее продуктивные семантические группы, соответствующие традиционным культурным интерпретациям и архетипам. Акцентируются основные трактовки «глаза» как ретранслятора внутренних чувств, средства познания мира, смыслообразующей детали мифологических и индивидуально-авторских образов. Вводится антитеза «закрытый глаз - открытый глаз», расшифровывается цветовая символика «глаза». Дифференцируются общекультурные и индивидуально-авторские ассоциативные ряды исследуемых единиц. Выдвигается гипотеза о значимости «глаза» в творчестве А. Ахматовой как часть концепции «одухотворенного тела Вселенной»; выявляется дуализм данного органа, совмещающего опыт исследования окружающего мира с функцией проводника чувств и эмоций во внешний мир. Вводится идея о плодотворности дальнейших наблюдений за функционированием соматической лексики в творчестве А. Ахматовой в аспекте антропоцентрической модели.

Литература

1. Ахматова А. Бег времени: избранные произведения. СПб: Азбука, 2018. 384 с.
2. Ахматова А. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Стихотворения (1904-1941). М.: Эллис Лак,1998. 709 с.
3. Голубцова Н.В., Матвеева О.Н., Гелашвили Е.Н., Папшева Г.О. Цветовые эпитеты в поэзии Н.С. Гумилева // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. №4. С. 190-197.
4. Голубцова Н.В., Матвеева О.Н., Папшева Г.О. Образ «человека телесного»: соматическая лексика с компонентом «рука» в лирике А. Ахматовой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 6. С. 37-42.
5. Дашиева Д. Б. Изучение соматической фразеологии в современной русистике // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. Вып. 10. С. 70-73.
6. Колобаева Л.А. «Архитектура души» в лирике о Мандельштаме // Русская словесность, 1993. № 4. С. 24-31.
7. Никитина С.Е. Сердце и душа фольклорного человека // Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С. 26-38.
8. Папшева Г.О., Глушкова О.В. Колоративные эпитеты в ранней лирике А. Ахматовой // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 4. С. 41-44.
9. Папшева Г.О., Голубцова Н.В., Матвеева О.Н. Структурно-семантические особенности конструкций с упоминанием «сердца» в творчестве Анны Ахматовой // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2020. № 5. С. 80-89.
10. Подгорная В.В. Телесность в языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (44). Ч. I. Тамбов, 2015. С. 160-162.
11. Полтаробатько Е.Д. Категория «Телесности» в акмеистическом дискурсе (в сопоставлении с символистской и футуристической концепциями тела) // Вестник КГУ. 2008, спец. выпуск. С. 122-124.
12. Синицына Н.В. Роль соматической лексики в формировании картины мира // Альманах современной науки и образования. 2011. № 6. С. 233-235.
13. Смирнов И.П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество) // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971. С. 279-287.
14. Турскова Т.А. Новый справочник символов и знаков. М.: РИПОЛ Классик, 2003. 800 с.
15. Ялалова Р.Р. Семантический анализ фразеологических единиц, характеризующих здоровье, в английском, немецком и русском языках // Вестник ЧелГУ. 2012. №23 (277). С. 147-149.
Поступила в редакцию 2021-05-13
Опубликована 2021-12-29
Раздел
Литературоведение
Страницы
1289-1298