КОНЦЕПЦИЯ «ГЛАЗА» В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ: К ОБРАЗУ «ЧЕЛОВЕКА ТЕЛЕСНОГО»
Аннотация
Выявляются антропоцентрические постулаты художественного направления Серебряного века «акмеизм», раскрывается концепция «одухотворенного тела Вселенной», восприятия мира как физиологического целого; раскрывается идея преемственности культурных и цивилизационных моделей в творчестве представителей акмеизма. Обосновывается концептуальная значимость соматической лексики в творчестве А. Ахматовой в целом и «глаза» как важнейшего органа познания мира - в частности. Обосновывается важность анализа и интерпретации данной лексики как составляющей части модели «человека телесного», воспроизводящего в себе самом гармоническое состояние окружающего мира. Интерпретируются статические данные, определяющие характер и количество упоминаний концепта «глаз» в стихотворном творчестве А. Ахматовой, выводятся основные закономерности употребления данного концепта. Раскрываются структурные модели конструкций, включающих «глаз»; выделяются наиболее продуктивные семантические группы, соответствующие традиционным культурным интерпретациям и архетипам. Акцентируются основные трактовки «глаза» как ретранслятора внутренних чувств, средства познания мира, смыслообразующей детали мифологических и индивидуально-авторских образов. Вводится антитеза «закрытый глаз - открытый глаз», расшифровывается цветовая символика «глаза». Дифференцируются общекультурные и индивидуально-авторские ассоциативные ряды исследуемых единиц. Выдвигается гипотеза о значимости «глаза» в творчестве А. Ахматовой как часть концепции «одухотворенного тела Вселенной»; выявляется дуализм данного органа, совмещающего опыт исследования окружающего мира с функцией проводника чувств и эмоций во внешний мир. Вводится идея о плодотворности дальнейших наблюдений за функционированием соматической лексики в творчестве А. Ахматовой в аспекте антропоцентрической модели.
Литература
2. Ахматова А. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Стихотворения (1904-1941). М.: Эллис Лак,1998. 709 с.
3. Голубцова Н.В., Матвеева О.Н., Гелашвили Е.Н., Папшева Г.О. Цветовые эпитеты в поэзии Н.С. Гумилева // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. №4. С. 190-197.
4. Голубцова Н.В., Матвеева О.Н., Папшева Г.О. Образ «человека телесного»: соматическая лексика с компонентом «рука» в лирике А. Ахматовой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 6. С. 37-42.
5. Дашиева Д. Б. Изучение соматической фразеологии в современной русистике // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. Вып. 10. С. 70-73.
6. Колобаева Л.А. «Архитектура души» в лирике о Мандельштаме // Русская словесность, 1993. № 4. С. 24-31.
7. Никитина С.Е. Сердце и душа фольклорного человека // Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С. 26-38.
8. Папшева Г.О., Глушкова О.В. Колоративные эпитеты в ранней лирике А. Ахматовой // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 4. С. 41-44.
9. Папшева Г.О., Голубцова Н.В., Матвеева О.Н. Структурно-семантические особенности конструкций с упоминанием «сердца» в творчестве Анны Ахматовой // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2020. № 5. С. 80-89.
10. Подгорная В.В. Телесность в языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (44). Ч. I. Тамбов, 2015. С. 160-162.
11. Полтаробатько Е.Д. Категория «Телесности» в акмеистическом дискурсе (в сопоставлении с символистской и футуристической концепциями тела) // Вестник КГУ. 2008, спец. выпуск. С. 122-124.
12. Синицына Н.В. Роль соматической лексики в формировании картины мира // Альманах современной науки и образования. 2011. № 6. С. 233-235.
13. Смирнов И.П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество) // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971. С. 279-287.
14. Турскова Т.А. Новый справочник символов и знаков. М.: РИПОЛ Классик, 2003. 800 с.
15. Ялалова Р.Р. Семантический анализ фразеологических единиц, характеризующих здоровье, в английском, немецком и русском языках // Вестник ЧелГУ. 2012. №23 (277). С. 147-149.
Опубликована 2021-12-29