СОЗДАНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЕПИСКОПАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НА РУСИ В ЭПОХУ АКТИВНОГО ПОЛИТОГЕНЕЗА КОНЦА Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХI ВЕКА

  • Константин Александрович Костромин
    • Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви
Ключевые слова: История Русской Церкви, Древняя Русь, епископ, политогенез, историография

Аннотация

Взаимосвязь христианизации Древней Руси и начального этапа ее политогенеза изучается уже давно, даже несмотря на то, что прямая постановка вопроса фигурирует нечасто. Одним из элементов этого процесса является формирование церковной епископальной структуры. Все чаще историки приходят к выводу, что мгновенное его появление невозможно (как мыслили историки дореволюционной эпохи) и что его создание должно было занять более или менее длительное время (до нескольких десятилетий), что породило ряд концепций, объясняющих пути создания церковной иерархии на Руси. В 2015 году была выдвинута концепция множественности начальных иерархических структур (юрисдикций) после крещения св. Владимира. В статье проведен анализ мнений историков, поддержавших или подвергших критике данное положение, а также приведены дополнительные выводы о характере взаимосвязей формирования церковной структуры и политогенеза Древней Руси в эпоху св. Владимира.

Литература

1. Бахрушин С. В. К вопросу о крещении Киевской Руси // Историк-марксист. 1937. № 2. С. 40-77.
2. Волчков А. С., свящ. Раннехристианская община в античном полисе. М.: Познание, 2019.
3. Гайденко П. И. К вопросу о подлинности Устава князя Владимира «О десятинах, судах и людях церковных» // Вестник ПСТГУ. Сер.: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:1 (26). С. 7-16.
4. Гайденко П. И. О епископских монастырях и о правах архиереев в отношении монастырей Киевской Руси // Rossica Antiqua. 2016. № 1-2 (13). С. 3-27.
5. Гайденко П. И. О праве суда над епископатом на Руси (XI-XIII вв.). постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. № 1. С. 90-108.
6. Греков Б. Д. Киевская Русь. М.: АСТ, 2004.
7. Грузнова Е. Б. Об особенностях изучения летописного предания об апостоле Андрее // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 323-338.
8. Дворниченко А. Ю. А существовало ли государство Киевская Русь? // Родина. 2012. №9. С. 79-82.
9. Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси: старые истины, «новые подходы» и некоторые перспективы изучения // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. № 2 (10). С. 6-23.
10. Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности ХI-ХIII вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017.
11. Живковиħ Т. Црквена организациjа у српским земљама (рани средњи век) / Историjски институт. Посебна издања, књига 45. Београд, 2004.
12. Задорнов А. В., прот. Территориальные епархии и этнические епископии в структуре церковной организации Первого Болгарского царства (канонический аспект) // Slověne = Словѣне.International Journal of Slavic Studies. 2016. Т. 5. No 2. С. 121-135.
13. Задорнов А. В., прот. Юрисдикция первоначальной церковной организации в Киеве: исторические гипотезы и каноническая возможность // Праксис. 2019. Т. 2. № 2. С. 15-30.
14. Кирпичников А. Н. Государственности России - 1150! // Родина. 2012. №9. С. 23-24.
15. Костромин К., прот. Апостол Андрей и его почитание в ХI в. на Руси: Восток и Запад // Христианские ценности в культурной традиции Востока и Запада - история и современность: сб. докл. ХХII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений (27-27 мая 2016 года, Институт теологии БГУ). Минск: Минар, 2017. С. 193-197.
16. Костромин К., прот. К вопросу о сравнении крещения Руси и Литвы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 2 (14). С. 11-28.
17. Костромин К., прот. К вопросу об авторе летописного сказания об апостоле Андрее // Христианское чтение. СПб., 2015. №6. С. 22-38.
18. Костромин К., прот. Князь Владимир и истоки русской церковной традиции: этюды об эпохе принятия Русью христианства. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016. 176 с.
19. Костромин К., прот. Конфессиональная поликультурность Киевской Руси начала ХI века // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах, Вып. 3: материалы науч. конф. «Равноапостольный князь Владимир и формирование русской цивилизации». Санкт-Петербург, 23-24 сентября 2015 г. / под ред. к.и.н. прот. К. А. Костромина. СПб., 2015. С. 48-75.
20. Костромин К., прот. Крещение Руси в отечественной историографии до и после 1917 года // Церковь. Богословие. История: материалы V Междунар. науч.-богословской конф. (Екатеринбург, 2-4 февраля 2017 г.). Екатеринбург: ЕДС, 2017. С. 237-242.
21. Костромин К., прот. Монополизм и церковно-историческая наука: к постановке вопроса // Христианское чтение. 2018. №6. С. 181-188. DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10140
22. Костромин К., прот. Потестарность и христианизация Руси // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах, вып. 7: К 60-летию профессора Андрея Юрьевича Дворниченко / под ред. д.и.н. А. В. Петрова. СПб., 2017. С. 93-101.
23. Костромин К., прот. Фольклор и легенда - от сюжета к смыслу: к вопросу о летописном сказании об апостоле Андрее // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах, вып. 6: Наследие святого Кирилла Туровского. История, культура и мысль Древней Руси / под ред. д.и.н. П. И. Гайденко. СПб.; Казань, 2016. С. 295-300.
24. Мильков В. В. Политический элемент в нравственно-религиозной проповеди епископа новгородского Луки Жидяты // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2019. № 1 (11). С. 6-27.
25. Мильков В. В. Своеобразие идейно-религиозной ситуации на Руси // Дергачева И. В., Мильков В. В., Милькова С. В. Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. М.: Мир философии, 2016. С. 28-42.
26. Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона / Институт языковедения им. А. А. Потебни АН УССР, Институт русского языка АН СССР. Киев: Наукова думка, 1984.
27. Мюллер Л. Проблема христианизации России и ранней истории русского христианства // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах, вып. 4. СПб.; Казань, 2015. С. 187-196.
28. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования) // Древнейшие государства Восточной Европы. 2007 год. М.: Русский Фонд содействия образованию и науке, 2009.
29. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IХ-ХII веков. М.: Языки русской культуры, 2001.
30. Назаренко А. В. Князь Владимир Великий. Креститель, строитель, небесный охранитель Руси. М.: Квадрига, 2020.
31. Никольский Н. М. История Русской Церкви. 4-е изд. М.: Политиздат, 1988.
32. Оспенников Ю. В. «Отрицая современный ему римский экстраординарный процесс»: отзыв на статью прот. А. Балакая о церковном суде Древней Церкви // Христианское чтение. 2020. № 6. С. 123-133.
33. Оспенников Ю. В. О принципе публичности в древнерусском церковном суде XI-XIV вв. // Научные труды Самарской духовной семинарии. Самара, 2020. С. 39-51.
34. Пентковский А. М. «Охрид на Руси»: древнерусские богослужебные книги как источник для реконструкции литургической традиции охридско-преспанского региона в Х-ХI столетиях // Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир «Кирилометодиевската традициjа и македонско-руските духовни и културни врски» (Охрид, 3-4 октомври 2013). Скопje, 2014. С. 43-65.
35. Петров А. В. Владимир Святославич и его сыновья в контексте норманнского вопроса // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2015. № 3. С. 8-30.
36. Петров А. В. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси (к чествованию памяти в связи с 1000-летием преставления) // Христианское чтение. 2015. № 6. С. 10-21.
37. Повесть временных лет / подг. текста, перев., статьи и комм. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Андриановой-Перетц. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Наука, 1999.
38. Подскалски Г. Средњовековна теолошка књижевност у Бугарскоj и Србиjи (865-1459). Београд: Православни богословски факултет, Институт за теолошка истраживања, 2010.
39. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси / отв. ред. чл.-корр. АН СССР Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1988.
40. Пузанов В. В. От праславян к Руси: становление древнерусского государства (факторы и образы политогенеза). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017.
41. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л.: Наука, 1966.
42. Слюнкин А. А. Антиохийская православная церковь и Россия: источники и историография взаимоотношений // Вестник Самарского гос. ун-та. 2010. № 75. С. 125-133.
43. Титмар Мерзебургский Хроника / пер. с лат. И. В. Дьяконова. М.: Русская панорама, 2009.
44. Ульянов О. Г. Учреждение Киевской митрополии в свете новейших научных данных // Genesis: исторические исследования. 2021. № 3.
45. Федотова П. И. О заглавиях начальной летописи: факты и фикции // Sciences of Europe. 2021. № 77-1 (77). С. 10-33.
46. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
47. Фроянов И. Я. Лекции по русской истории. Киевская Русь. СПб.: Русская коллекция, 2015.
48. Чернышёва Н. А. Аскетизм как культурная ориентация // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2016. № 10. С. 175-179.
49. Шахматов А. А. Жития князя Владимира. Текстологическое исследование древнерусских источников ХI-ХVI вв. / подгот. текста Н. И. Милютенко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014.
50. Darrouzes J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.
51. Suttner E. C. Kircheneinheit im 11. bis 13. Jahrhundert durch einen gemeinsamen Patriarchen und gemeinsame Bischöfe für Griechen und Lateiner // Средневековна християнска Европа: изток и запад. Ценности, традиции, общуване. София, 2002. С. 490-498.
52. URL: https://www.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=33932&sphrase_id=120000 (дата обращения: 03.11.2021)
Поступила в редакцию 2021-08-27
Опубликована 2022-02-11
Раздел
Памятные даты исторической науки
Страницы
42-54