ВОССТАНИЯ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО: О НЕЗАМЕЧЕННОМ ОТКРЫТИИ И. Я. ФРОЯНОВА

  • Даниил Викторович Пузанов
    • ФГБУН «Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН»
Ключевые слова: волхвы, ведьмы, охота на ведьм, восстание, сатанизм, язычество, христианство

Аннотация

Движения суздальских и ярославских волхвов, описанные в летописи под 1024 и 1071 гг., по-прежнему трактуются многими исследователями как проявления социального бунта. Раньше в этих выступлениях видели антифеодальные восстания, сейчас - мятежи против социального расслоения, княжеской администрации и официального христианства. Исследователи приняли аргументы И. Я. Фроянова, опровергавшие антифеодальный характер выступлений. Но замечания исследователя, которые позволяли усомниться, были ли эти явления восстаниями, остались незамеченными. В то время как многие детали выступлений, которые исследователи принимают за черты восстания, логичнее истолковываются исходя из социальных особенностей «охоты на ведьм». А некоторые признаки мятежа, содержащиеся в описании движений (черты контркультуры в мировоззрении волхвов), вероятнее всего, возникли из-за особенностей изложения позиции «чужого» в древнерусской литературе.

Литература

1. Бессонов И. А. Религиозный и культурный контекст «движения волхвов» в 1060-70-е гг. // Исследования по истории Восточной Европы. Вып. 7. Минск: РИВШ, 2014. С. 22-54.
2. Брайчевский М. Ю. Движения волхвов в Северо-Восточной Руси в XI в. // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы социальной и классовой борьбы. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1985. С. 48-61.
3. Гиппиус А. А. Янь Вышатич и волхвы: «уроки церковнославянского» (Лингвосемиотический комментарий к Начальной летописи) // Семиотика и информатика. Вып. 37. К 50-летию ВИНИТИ. М., 2002. С. 16-42.
4. Душечкина Е. Прение Яна Вышатича с волхвами // Quinquagenario: Сборник статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1972. С. 86-99.
5. Душечкина Е. В. Художественная функция чужой речи в русском летописании // Труды по русской и славянской филологии. Т. 21: Литературоведение. Тарту, 1973. С. 65-104.
6. Законоправило или Номоканон Светога Саве. Иловички препис 1262 г. Фототипиjа. Горњи Милановац: Дечjе новине, 1991. 400 л., XLIX, 3 c.
7. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. СПб., 1899. IV, 222 c.
8. Карпов А. В. Религиозные аспекты этнической истории Белозерья и Пошехонья: к изучению летописной статьи 1071 года // Современные гуманитарные исследования. 2015. № 6. С. 28-40.
9. Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики. М.: Наука, 1999. С. 7-106.
10. Кириллин В. М. Символика чисел в литературе Древней Руси // Древнерусская литература: изображение природы и человека. М.: Наследие, 1995. С. 208-285.
11. Кривошеев Ю. В. О социальных коллизиях в Суздальской земле 1024 г. (по материалам «Повести временных лет») // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы социальной и классовой борьбы. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1985. С. 38-48.
12. Кривошеев Ю. В. Социальная борьба и проблема генезиса феодальных отношений в Северо-Восточной Руси XI-начала XIII века // Вопросы истории. 1988. № 8. С. 49-63.
13. Кривошеев Ю. В. Языческая обрядность и социальная борьба в верхнем Поволжье в 1071 г. // Историческая этнография. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 124-131.
14. Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. 250 с.
15. Матвиенко В. А., Щёголева Л. И. Книги временные и образные Георгия Монаха: в 2 т. Т. 1, ч. 1: Интерпретированный текст Троицкой рукописи. М.: Наука, 2006. 634 с.
16. Мильков В. В., Милькова С. В. Споры XI века о «высших силах» и «потаенные» книги // Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитар. ин-та, 1999. С. 81-123.
17. Пашин С. С., Малова А. Н. К вопросу о народных волнениях в Новгороде 1071 года // Новгородика-2012. У истоков российской государственности: материалы IV междунар. науч. конф. 24-26 сентября 2012 г. Ч. 1. Великий Новгород, 2013. С. 201-205.
18. Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1.: Древняя Русь. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 11-410.
19. Петрухин В. Я. Русь христианская и языческая: Историко-археологические очерки. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2019. 608 с.
20. Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с.
21. Прозоров Л. Р. Мятежи волхвов в верхнем Поволжье XI в.: индоевропейские параллели // Исторические истоки опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Ижевск, 2002. С. 399-402.
22. Ратобыльская А. В. Летописный рассказ о «движении волхвов» и религиозные представления финно-угров // Славяноведение. 1996. № 5. С. 54-64.
23. Сахих аль-Бухари. Мухтасар. Полный вариант. Ат-таджрид ас-сарих ли-ахадис аль-джами ас-сахих. Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника». М.: Умма, 2003. 965 с.
24. Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 3. (Володѣнье - вящьшина). М.: Наука, 1976. 290 с.
25. Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб.: Златоуст, 1995. 703 с.
26. Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, РГГУ, 2010. 432 с.
27. Щеглов А.П. Толковая Палея. Легенда о падении Сатанаила // Россия XXI. 2010. № 5. С. 88-111.
28. Ginzburg C. Ecstasies Deciphering the Witches’ Sabbath. N.Y.: Pantheon Books, 1991. 344 p.
Поступила в редакцию 2021-07-05
Опубликована 2022-02-11
Раздел
Памятные даты исторической науки
Страницы
83-92