ОБРАЗ ОПРИЧНИКА (К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ)

  • Николай Васильевич Халявин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: опричнина, образ опричника, И. Таубе и Э. Крузе, А. Шлихтинг, Г. Штаден, миф о «Дикой охоте»

Аннотация

Данная статья посвящена образу опричника, который присутствует в исторических источниках и находит разнообразную интерпретацию в исторической литературе. Приводятся основные характеристики опричного образа, присутствующие в российской историографии, прослеживается связь основных изменений, происходивших в трактовке образа опричника в зависимости от текущей политической ситуации. Статья отражает присутствующую в исторической литературе связь демонизации облика опричников (всадник в чёрных одеяниях на вороном коне, с притороченными к седлу метлой и отрубленной собачьей головой, несущий смерть и страдания всем, кого он встретит) с данными исторических источников. Даётся краткая характеристика сочинений иностранцев (И. Таубе и Э. Крузе, А. Шлихтинга, Г. Штадена), оставивших свои впечатления об опричнине. Высказывается предположение о возможной связи того, как формируется образ опричника в этих сочинениях (особенно у А. Шлихтинга) с германо-скандинавским мифом о «Дикой охоте».

Литература

1. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. 245 с.
2. Булычев А. А. Символика снаряжения опричного воина // Штаден Генрих. Записки о Московии: в 2 т. Т. 2: Статьи и комментарии. М.: Древлехранилище, 2009. 476 с.
3. Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 540 с.
4. Володихин Д. М. Иван IV Грозный. М.: Вече, 2010. 320 с.
5. Временник дьяка Ивана Тимофеева // РИБ. Т. XIII. С. 261-472.
6. Гумилёв Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992. 336 с.
7. Гумилёв Л. Н., Панченко А. М. Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л.: Сов. писатель, 1990. 128 с.
8. Гундарссон К. Х. Дикая Охота и Неистовое Полчище в фольклоре. 2021. URL: https://svart-ulfr.livejournal.com/244504.html (дата обращения: 21.05.2021)
9. Данилевский И. Н. Семантика опричного дворца и смысл опричнины: к вопросу о системе доказательств в исторической реконструкции // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2017. № 48. С. 29-37.
10. Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип // Азбука веры. 2021. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ivan-groznyj-kak-religioznyj-tip/(дата обращения: 21.05.2021)
11. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М.: Мысль, 1964. 535 с.
12. Зубарева Е. Ю. «Неистовое войско» («Das wütende Heer») или «Дикая охота» («Die wilde Jagd») в структуре традиционных мифологических представлений германских народов // Stephanos. 2016. № 3 (17). С. 99-118.
13. Иловайский Д. И. Царская Русь (Московско-царский период. Первая половина или XVI век). М.: Олимп, АСТ, 2002. 748 с.
14. Иоганн Таубе и Элерт Крузе // Библиотека древних рукописей. 2021. URL: https://drevlit.ru/texts/t/taube.php (дата обращения: 21.05.2021)
15. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX. СПб.: Тип. Н. Греча, 1821. 764 с.
16. Ключевский В. О. Боярская Дума древней Руси. М.: Синодальная типография, 1902. 555 с.
17. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. Т. 2: Курс русской истории. Ч. 2. М.: Мысль, 1987. 447 с.
18. Колобков В. А. Воспоминания очевидцев об опричнине Ивана Грозного в коллекции «Россика» // Коллекция «Россика» в Российской национальной библиотеке, вопросы раскрытия. Научные чтения, посвященные 150-летию создания отделения «Россика». СПб., 2002. С. 26-37.
19. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Кн. 1: Господство Дома Св. Владимира. X - XV столетия. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1912. 596 с.
20. Лихачёв Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука. 1976. 205 с.
21. Никитин А. Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М.: АГРАФ, 2001. 768 с.
22. Новое известие о России времени Ивана Грозного. «Сказание» Альберта Шлихтинга. Л.: Изд-во АН СССР, 1935. 98 с.
23. Панченко A. M., Успенский Б. А. Иван Грозный и Пётр Великий: концепции первого монарха // ТОДРЛ. Т. 37. 1983. С. 54-78.
24. Пастуро М. Зелёный. История цвета / пер. с франц. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 168 с.
25. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. 2-е. изд. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1901. 519 с.
26. Плахова О. А. Отражение народных представлений о Дикой Охоте в сказочной картине мира // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 376-380.
27. Полосин И. И. Что такое опричнина? // Полосин И. И. Социально-политическая история России XVI - начала XVII в.: сб. ст. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 384 с.
28. Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 594 с.
29. Скрынников Р. Г. Царство Террора. СПб.: Наука, 1992. 574 с.
30. Флоря Б. Н. Иван Грозный. М.: Мол. гвардия, 1999. 403 с.
31. Фроянов И. Я. Драма русской истории: На путях к Опричнине. М.: Парад, 2007. 952 с.
32. Хорошкевич А. Л. Штаден и его современники - авторы записок о «Московии» // Генрих Штаден. Записки о Московии. Т.1: Публикация. М.: Древлехранилище, 2008. 584 c.
33. Штаден Генрих. Записки о Московии: в 2 т. Т. 1: Публикация. М.: Древлехранилище, 2008. 582 с.
34. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. 448 с.
35. Юрганов А. Л. Опричнина и Страшный суд // Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменологии: трудный путь к очевидности. М., 2003. 381 с.
Поступила в редакцию 2021-11-15
Опубликована 2022-02-11
Раздел
Памятные даты исторической науки
Страницы
131-137