РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМАНТИКИ НЕВЫРАЗИМОГО В СОВРЕМЕННОМ ГАЗЕТНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА)

  • Наталья Николаевна Немич
    • Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» в г. Сызрани
Ключевые слова: семантика невыразимого, газетный дискурс, Национальный корпус русского языка, однословные лексемы, средства передачи семантики невыразимого

Аннотация

В данной статье анализируется употребление однословных конституентов поля невыразимого в современных газетных текстах, представленных в Национальном корпусе русского языка. Проведённый анализ показал, что в газетном дискурсе представлены разноуровневые средства передачи значения невыразимого, способствующие выполнению экспрессивной и оценочной функции. Такие факторы, как социально значимый уровень СМИ, особенности языковой личности автора текста, его позиция, тематика статей оказывают воздействие на выбор и употребление лексем с семантикой невыразимого. Семантика невыразимого чаще всего используется в таких массовых изданиях, как «Комсомольская правда», «Труд», «Советский спорт». Приоритетными темами по частоте употребления лексем определены газетные тексты, освещающие вопросы общественной жизни людей, культуры, спорта.

Литература

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 2001. 568 с.
2. Арутюнова Н.Д. Невыразимое - подвластно ль пониманию? //Вопросы культуры речи. М., 2007. С. 152-170.
3. Гордеева Т.Ю. Певческий процесс и феномен «невыразимого». //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4. С. 111-115.
4. Гурова И.В. Гейт-производные в медиадискурсе: лингвокреативный аспект. // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 142-148.
5. Дегтярёва А.Н. Семантика невыразимого в творчестве Ф.И. Тютчева. // Слово. Текст. Источник: Методология современного гуманитарного исследования. Материалы Международной научной конференции. Москва, 2020. С. 246-255.
6. Иванян Е.П. Семантика умолчания и средства её выражения в русском языке: монография. 2015. М.: ФЛИНТА. 328 с.
7. Карасик В.И. Тенденции развития общения в современной массовой культуре. // VI Международная конференция Российской коммуникативной ассоциации «Коммуникация в изменяющемся мире», сборник материалов. 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/conf/communication-2012/report?memb_id=4691
8. Лесная М.В. Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар. 2010. 23 с.
9. Михайлова М. Ю. Семантика невыразимого в языке и речи. М.: ФЛИНТА; Самара: СГСПУ, 2020. 244 с.
10. Писаревская Н.С. Особенности воздействия женских глянцевых журналов на современных читательниц. // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 194-199.
11. Пугачева Л.Г. Эволюция разума человека как эпистемологическая проблема. М.: Товарищество науч. изд. КМК, 2008. 413 с.
12. Реснянская Л.Л. Типологическая структура общероссийских газетных изданий. // Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. 236 с.
13. Роль СМИ в демократизации и креативизации современного русского языка (Круглый стол) / Mаркова Е.М., Рацибурская Л.В., Иссерс О.С., Мельник Ю.А., Зайцева И.П., Сипко Й., Радченко М.В. // Вестник Московского Государственного областного университета (Электронный журнал). 2017. № 1. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/799
14. Шкондин М.В. Публичность печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 1. С. 22-33.
Поступила в редакцию 2022-05-16
Опубликована 2022-04-29
Раздел
Лингвистика
Страницы
253-259