РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМАНТИКИ НЕВЫРАЗИМОГО В СОВРЕМЕННОМ ГАЗЕТНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА)
Аннотация
В данной статье анализируется употребление однословных конституентов поля невыразимого в современных газетных текстах, представленных в Национальном корпусе русского языка. Проведённый анализ показал, что в газетном дискурсе представлены разноуровневые средства передачи значения невыразимого, способствующие выполнению экспрессивной и оценочной функции. Такие факторы, как социально значимый уровень СМИ, особенности языковой личности автора текста, его позиция, тематика статей оказывают воздействие на выбор и употребление лексем с семантикой невыразимого. Семантика невыразимого чаще всего используется в таких массовых изданиях, как «Комсомольская правда», «Труд», «Советский спорт». Приоритетными темами по частоте употребления лексем определены газетные тексты, освещающие вопросы общественной жизни людей, культуры, спорта.
Литература
2. Арутюнова Н.Д. Невыразимое - подвластно ль пониманию? //Вопросы культуры речи. М., 2007. С. 152-170.
3. Гордеева Т.Ю. Певческий процесс и феномен «невыразимого». //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4. С. 111-115.
4. Гурова И.В. Гейт-производные в медиадискурсе: лингвокреативный аспект. // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 142-148.
5. Дегтярёва А.Н. Семантика невыразимого в творчестве Ф.И. Тютчева. // Слово. Текст. Источник: Методология современного гуманитарного исследования. Материалы Международной научной конференции. Москва, 2020. С. 246-255.
6. Иванян Е.П. Семантика умолчания и средства её выражения в русском языке: монография. 2015. М.: ФЛИНТА. 328 с.
7. Карасик В.И. Тенденции развития общения в современной массовой культуре. // VI Международная конференция Российской коммуникативной ассоциации «Коммуникация в изменяющемся мире», сборник материалов. 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/conf/communication-2012/report?memb_id=4691
8. Лесная М.В. Топология современных таблоидных СМИ России, Великобритании и США: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар. 2010. 23 с.
9. Михайлова М. Ю. Семантика невыразимого в языке и речи. М.: ФЛИНТА; Самара: СГСПУ, 2020. 244 с.
10. Писаревская Н.С. Особенности воздействия женских глянцевых журналов на современных читательниц. // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 194-199.
11. Пугачева Л.Г. Эволюция разума человека как эпистемологическая проблема. М.: Товарищество науч. изд. КМК, 2008. 413 с.
12. Реснянская Л.Л. Типологическая структура общероссийских газетных изданий. // Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. 236 с.
13. Роль СМИ в демократизации и креативизации современного русского языка (Круглый стол) / Mаркова Е.М., Рацибурская Л.В., Иссерс О.С., Мельник Ю.А., Зайцева И.П., Сипко Й., Радченко М.В. // Вестник Московского Государственного областного университета (Электронный журнал). 2017. № 1. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/799
14. Шкондин М.В. Публичность печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 1. С. 22-33.
Опубликована 2022-04-29