КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО жанрА В деловоМ массмедийноМ дискурсЕ: НА ПРИМЕРЕ ПредпринимательскИХ питЧЕЙ ИЗ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ

  • Жанна Олеговна Кузьминых
    • ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
  • Надежда Валентиновна Красильникова
    • ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
Ключевые слова: предпринимательский питч, массмедийный дискурс, жанр речи, прагматика текста, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, персуазивное воздействие

Аннотация

В статье рассматривается феномен предпринимательского питча как речевого жанра массмедийной разновидности делового дискурса. Исследована дискурсивно-прагматическая специфика жанра на материале выборки из 30 предпринимательских питчей в телевизионных реалити-шоу "Dragons’ Den" (Великобритания) и "Sharks Tank" (США, Австралия). Методология базируется на изучении семантики, прагматики и стиля питчей, а также методах когнитивного анализа и лингвистической интерпретации. Результаты показывают, что жанр питча в массмедийном аспекте отличают такие дискурсивные особенности, как семантическая и прагматическая насыщенность, нацеленность на высокую степень персуазивного воздействия на слушателя в сжатые сроки питч-сессии. Для достижения эффекта все коммуникативные стратегии и тактики должны быть целенаправленно спланированы и реализованы сообразно условиям коммуникации и целевой аудитории. Полученные результаты могут найти применение в процессе преподавания английского языка, а также в лингвистических исследованиях.

Литература

1. Азнаурьян Б. Э. Когнитивно-прагматические особенности делового дискурса (на материале документооборота табачной промышленности): дисс. … канд. филол. наук. Краснодар, 2005. 330 с.
2. Анисимова Т. В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): автореф. дисс. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2000. 37 с.
3. Балахонская Л. В. Предложение о сотрудничестве как текст бизнескоммуникации // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения / отв. ред. В. В. Васильева. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 137-138.
4. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. Москва: Изд-во иностранной литературы, 1955. 416 с.
5. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Собр. соч.: В 5 т. М.: Языки русской культуры, 1996. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. С. 159-206.
6. Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация текста: немецкий язык: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 2005. 367 с.
7. Долинин К. А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. Вып. 2. С. 7-13.
8. Косицкая Ф. Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межъязыковой контрастивности (на материале французских и русских каталогов моды): дис…канд.филол.наук. Томск, 2005. 269 с.
9. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17. С. 22-129.
10. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. Вып.1. С. 88-98.
11. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании язык // Russistik. Русистика. 1990. № 2. С. 20-32.
12. Ярица Л. И. Студенческий конспект как речевой жанр и особенности его пунктуационного облика // Языкознание и литературоведение. 2012. №1(2). С. 307-315.
13. Belinsky S., Gogan B. Throwing a Change-Up, Pitching a Strike: An Autoethnography of Frame Acquisition, Application, and Fit in a Pitch Development and Delivery Experience // IEEE Transactions on Professional Communication. 2016. Vol. 59, No. 4. pp. 323-341.
14. Bhatia V. K. Analyzing Genre. Language Use in Professional Settings. N. Y.: Longman, 1993. 246 p.
15. Daly P., Davy D. Structural, linguistic and rhetorical features of the entrepreneurial pitch: Lessons from Dragons’ Den // Journal of Management Development. 2016. Vol. 35, No. 1. pp. 120-132.
16. Dragons’ Den. British Reality show. Episodes. BBC One [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.co.uk/programmes/b006vq92/episodes/player.
17. Sabaj O., Cabezas P., Varas G., Gonzalez-Vergara C., Pina-Stranger A. Empirical Literature on the Business Pitch: Classes, Critiques and Future Trends //Journal of Technology Management & Innovation. 2020. Vol. 15, No. 1. pp. 55-63.
18. Shark Tank. Reality television series. Episodes. ABC. [Электронный ресурс]. URL: https://abc.com/shows/shark-tank.
19. Spinuzzi C., Nelson S., Thomson K. S., Lorenzini F., French R., Pogue G. P., Burback S. D., Momberger J. Making the Pitch: Examining Dialogue and Revisions in Entrepreneurs’ Pitch Decks // IEEE Transactions on Professional Communication. 2014. №57 (3). pp. 158-181.
20. Van Werven R. Bouwmeester O., Cornelissen J. P. Pitching a business idea to investors: How new venture founders use micro-level rhetoric to achieve narrative plausibility and resonance // International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship. 2019. Vol. 37(3). pp. 193-214.
21. Wierzbicka, A. Key Words, Culture and Cognition // Philosophica. 2008. № 55. pp. 37-67.
Поступила в редакцию 2021-07-28
Опубликована 2022-04-29
Раздел
Лингвистика
Страницы
286-294