К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ

  • Юлия Александровна Мельник
    • Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
  • Анастасия Владимировна Журова
    • ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
  • Ксения Ринатовна Руссу
    • ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Ключевые слова: РКИ, фонетическая интерференция, ошибка, слухо-произносительные навыки, акцент

Аннотация

В статье рассматривается вопрос интерференционного влияния родного языка обучающихся на результаты усвоения норм иноязычного произношения. Нарушения языковой системы как результат действия интерференции проявляется в речи иноязычных на всех ее уровнях, в том числе и на звуковом. Фонетические ошибки, вызванные интерференцией, создают специфический иностранный акцент, способны замедлять формирование навыков и умений во всех видах речевой деятельности, могут являться препятствием для проведения успешной коммуникации. Отмечается важность профилактики и коррекции ошибок, вызванных перенесением артикуляционных свойств и фонологических принципов родного языка на изучаемый. Ставится вопрос о необходимости продолжения разработки национально ориентированной методики и применения ее на практических занятиях по РКИ. Наиболее оптимальным при обучении фонетическому аспекту видится коммуникативно-направленное обучение, позволяющее выработать правильное произношение русских звуков иностранными обучающимися на уровне, позволяющем поддерживать коммуникацию на высоком уровне, удовлетворяющем их коммуникативным потребностям.

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. 448 c.
2. Алимов В.В. коррекции Специальный речи перевод и сгпи лингвистическая отношении интерференция. М., учитывать МОСУ, 2003, 134 c.
3. Балыхина Т.М. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся. М.: Изд-во РУДН, 2006. 195 c.
4. Барахта А.В. Явление интерференции в условиях изучения второго иностранного языка, включая русский как иностранный // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015, № 10 (163). C. 83-87.
5. Бесценная В.В., Федяева Е.В. К вопросу о грамматической интерференции во французском и русском языках при обозначении места и направления движения // Инновационное образование и экономика. 2016, № 21. C. 28-30.
6. Боженкова Р.К., Мирзаева Т.Е. Интерференция как лингвокультурное взаимодействие различных фонетических систем: к постановке проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011, № 1. C. 19-24.
7. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М., МГУ, 1963. 305 с.
8. Будник Е.А. Фонетическая интерференция и иностранный акцент при обучении русскому произношению // Lingua mobilis. 2012, №3 (36). С. 171-179.
9. Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев: Вища школа, КГУ, 1979. 263 c.
10. Вахромеева Г.Э. Эволюция взглядов на проблему языковой интерференции // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2014. № 5. С. 17-22.
11. Вашутина О.Ю. Типичные ошибки в устной и письменной речи курсантов-таджиков (на примере субтестов «Письмо», «Говорение») // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. Омск, Омский автобронетаковый инженерный институт, 2017. С.191-197.
12. Красноперова Л.С., Токарева Т.Е. Лингводидактическая стратегия обучения русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки. М., 2011. 129 c.
13. Любимова Н.А. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков. Постановка и коррекция. М., 2011. 240 c.
14. Любимова Н.А. Фонетическая интерференция. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 56 c.
15. Матюшина Н.В. Лингвистическая интерференция на различных языковых уровнях // Научный вестник Воронежского государственного архитектурного строительного университета. 2015, № 2 (26). С. 159-168.
16. Методика. / Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1988.
17. Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 1990. 270 c.
18. Никитина Т.Г. Сопоставительные материалы в методическом приложении к учебнику русского языка как иностранного: фонетика // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сб. науч. трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. 2014. С. 173-176.
19. Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В. Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов в современном русском языке: лингвокультурологический аспект // Мир русского слова. 2019, № 2. С. 33-39.
20. Рогозная Н.Н. Типология лингвистической интерференции в русской речи иностранцев (на материале разноструктурных языков): дис.. докт. филол. наук. Москва, 2003. 381 c.
21. Рогозная Н.Н. О постановке трудных случаев произношения в русской речи японцев // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: Макс пресс, 2001, № 18. С. 113-122.
22. Рогозная Н.Н. Фонетическая интерференция в русской речи монголов // Россия и Монголия: современное состояние и перспективы развития сотрудничества: труды научно-практической конференции. Иркутск, 2005. С. 3-16.
23. Саркисова А.Ю. Интерференционные трудности освоения русской фонетики носителями монгольского языка // Вестник ТГПУ. 2016, № 7 (172). С. 39-44.
24. Усатюк Н.Б., Рогожникова Т.П. Явления фонетической интерференции в речи лаосских студентов // Язык. Текст. Дискурс. Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / под ред. Г.Н. Манаенко. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011, № 9. С. 465-470.
25. Успенский Н.Б. Внешняя интерференция и межъязыковые сопоставления на уроках русского языка // Русский язык в национальной школе, 1975, № 1. С. 6-10.
26. Федотова Н.Л., Касаткина А.Ю. О трудностях овладения иноязычным произношением и обучении фонетическому аспекту // Русский язык как иностранный и методика его преподавания: сб. науч. трудов. СПб, 2017, № 28. С. 151-158.
27. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 427 c.
Поступила в редакцию 2021-01-18
Опубликована 2022-04-29
Раздел
Лингвистика
Страницы
312-318