КОМПОЗИЦИЯ «СТЕПИ» А.П. ЧЕХОВА И АРХИТЕКТУРА ХРАМА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО (ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

  • Наталия Николаевна Гончарова
    • ФГБУН «Институт языкознания Российской академии наук»
Ключевые слова: композиция, храм Василия Блаженного, «Степь», А. П. Чехов, Книга пророка Амоса, третий Рим, новый Израиль

Аннотация

Композиция «Степи» рассмотрена в рамках лингвосемиотического подхода, во-первых, как метафора архитектуры храма Василия Блаженного; во-вторых, как метафора исторического процесса, важную роль в котором играет представление о Москве как о третьем Риме и о новом Израиле. Показана связь содержания главок с божествами и святыми, которым посвящены церкви собора. N-ская Николаевская церковь соотносима с южным столпом, посвященным иконе Николы Великорецкого. Во второй главке упомянут император Александр I Павлович. В третьей главке содержится аллюзия к рассказу о гостеприимстве Авраама. Пантелей, Емельян и Вася пародируют трех вселенских патриархов; господин и дама из церкви - св. Киприана и Устинью. Отсылкой к фигуре Григория просветителя Армении служат армянские хутора. В седьмой главке описан въезд обоза в город. В восьмой главке имеются аллюзии к житию и посмертному чуду св. Варлаама Хутынского. Поездка Егорушки происходит против движения солнца, с котором отождествляется церковь Покрова, и соответствует по длительности творению Божию. Проведены аналогии с Книгой пророка Амоса, в честь которого был назван Александр Свирский. Исторический процесс ограничен событиями Книги Бытия и Откровения Иоанна Богослова. Античность представлена Дениской, ветхозаветный период - семьей Мойсея Мойсеича, период двоеверия - подводчиками, новозаветный период - Константином Звоныком. Обход храма служит аллюзией к рассказу о падении Иерихона и к словам Иисуса Христа о разрушении Иерусалимского храма.

Литература

1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. 223 с.
2. Бродский Б.И. Сердце Родины - Кремль. М.: Изобразительное искусство,1996. 150 с.
3. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. М.: Искусство, 1988. Усл. печ. л. 40, 846.
4. Городова М.Н. Наука Китовраса. Парадигмы древнерусского храма. М.: Вече, 2015. 288 с.
5. Громов М.П. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1993. 394 с.
6. Ерусалимский К.Ю. Иоанн // Православная энциклопедия. 2015. URL: https://www.pravenc.ru/text/469402.html.
7. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 3 т. М.: Харвест, 2002.
8. Зубарева В.К. Настоящее и будущее Егорушки: «Степь» в свете позиционного стиля // Десять шагов по «Степи»: статьи и эссе / ред. В. К. Зубарева. Idyllwild, CA: Charles Schlacks, Jr., 2017. С. 6-33.
9. Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн. Кн. 4: Притчи Иисуса. 2-е изд. М.: Познание; Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 608 с.
10. Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. СПб.: Алетейя, 2008. 184 с.
11. Кереньи К. Дионис: прообраз неиссякаемой жизни / пер. с нем. М.: Ладомир, 2007. 319 с.
12. Коган М. Иудейские праздники. М.: Олма Медиа Групп, 2015. 304 с.
13. Комментарии // Памятники литературы Древней Руси: XII век / сост. и общая ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1980. С. 627-704.
14. Кудрявцев М.П. Москва - третий Рим: историко-градостроительное исследование. М.: Сол Систем, 1994. 256 с.
15. Никифор (Бажанов), архиманд. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М.: Эксмо, 2016. 640 с.
16. Новый библейский комментарий: в 3 ч. Ч. 2. СПб.: Мирт, 2000. 568 с.
17. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2008. 698 с.
18. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: ок. 2600 имен. 2-е изд. М.: Рус. яз., 1980. 384 с.
19. Пивоварова Н.В. Покров Пресвятой Богородицы. СПб.: Метропресс, 2014a. 76 с.
20. Пивоварова Н.В. Три Вселенских святителя. СПб.: Метропресс, 2014b. 76 с.
21. Подосинов А.В. Символы четырех евангелистов: их происхождение и значение. М.: Языки русской культуры, 2000. 176 с.
22. Путеводитель по святым местам России / автор-составитель И.Е. Гусев. Харвест, 2006. 159 с.
23. Русская мифология. Энциклопедия / сост., общ. ред. и предисл. Е. Мадлевской. М.: Эксмо; СПб.: Мидград, 2006. 784 с.
24. Самойлова Т.Е. «Благословенно воинство Небесного царя…» (Церковь воинствующая). 2021 // URL: https://www.tretyakovgallery.ru/events/blagoslovenno-voinstvo-nebesnogo-tsarya-tserkov-voinstvuyushchaya/?special_version=Y.
25. Служба Сретению Господню: всенощное бдение и литургия с параллельным переводом и изъяснением (издание пересмотренное) / ред. архимандрит Спиридон. Киев: Общество им. М.Н. Скабаллановича, 2014. 64 с.
26. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. М.: Просвещение, 1978. 238 с.
27. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Лавс Парк: Славянское Евангельское Общество, 2004. 2201 с.
28. Чехов А.П. Степь // Рассказы и повести. М.: Правда, 1981. С. 106-200.
29. Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери. СПб.: Метропресс, 2014. 76 с.
30. Щенникова Л.А. Святая Троица. СПб.: Метропресс, 2014. 76 с.
31. Finke M.C. Metapoesis: the Russian tradition from Pushkin to Chekhov. Durham, London: Duke University Press, 1995. 221 p.
32. Rowland D.B. Moscow - The Third Rome or the New Israel? // Russian Review. Vol. 55, no. 4, 1996, pp. 591-614.
Поступила в редакцию 2021-09-15
Опубликована 2022-04-29
Раздел
Литературоведение
Страницы
326-334