ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ЯКУТСКОГО ОЛОНХО: ЖЕНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ УКРАШЕНИЯ

  • Оксана Афанасьевна Лугинова
    • ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Ключевые слова: эпос, якутский фольклор, олонхо, материальная культура, женские украшения, украшения

Аннотация

В статье раскрывается значение фольклорного материала как источника для изучения материальных компонентов традиционной культуры якутов, рассматривается комплекс традиционных женских украшений, изображаемый в якутском олонхо. Актуальность и новизна исследования обусловлены тем, что данная тема недостаточно изучена в якутской фольклористике. Впервые якутское олонхо выступает средством трансляции развития кузнечного ремесла, религиозных верований и этнокультурных ценностей народа саха, также подтверждает древность бытования тех или иных женских украшений. Цель статьи - выявление и анализ элементов материальной культуры якутов, в частности женских традиционных украшений, отраженных в текстах олонхо. В рамках исследования проведен лингвокультурологический анализ женских традиционных украшений из текстов якутского героического эпоса олонхо. Женские традиционные украшения якутов, объединенные по принципу их расположения на определенных частях тела человека, подразделены на следующие группы: головные украшения, шейно-нагрудные украшения, набедренные украшения, украшения для рук и нашивные украшения. Сделаны следующие выводы: комплекс женских традиционных украшений концентрирует в себе якутскую ментальность, сформированную за длительный исторический период. Богатый материал олонхо содержит важную информацию не только о разновидностях украшений, но и раскрывает функциональную характеристику украшений, форму и материал их изготовления. Якутский кузнец при оформлении ювелирных изделий часто украшает их растительным орнаментом, а олонхосут при описании сравнивает форму, внешний облик с частями живой природы. Украшения как важная часть традиционного костюма в олонхо описываются в одной формулировке. В текстах эпоса традиционные украшения дополняют образ женщин-куо, женщин-богатырок и удаганок. Героини олонхо носят украшения в особых случаях, например, при встрече почетных гостей, в праздники и как защитное снаряжение в боевых действиях. Эпосу-олонхо свойственна высокая степень эстетического отношения к действительности, в этом смысле женские традиционные украшения приобретают черты целостного художественного обобщения.

Литература

1. Алексеев Р.П. Алаатыыр Ала Туйгун: олонхо, 2002, Якутск: Бичик. С. 408.
2. Бетлингк О.Н. О языке якутов, 1989, Новосибирск: Наука. С. 646.
3. Говоров Д.М. Мүлдьү Бөҕө = Непобедимый Мюльджю Бёгё, 2010, Якутск: Бичик. С. 484.
4. Дыырай Бэргэн: олонхо, 2009, Якутск: Бичик. С. 336.
5. Дьяконова В.П. Старинные якутские шейные украшения // Сборник Музея антропологии и этнографии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая, 1959.
6. Захаров Т.В. - Чээбий. Ала-Булкун бухатыыр=Ала Булкун богатырь: Якутское олонхо. Якутск: Алаас, 2018. 520 с.
7. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1976. С. 82.
8. Кулеева Л.М., Шарина В.Е. Традиционные женские украшения из металла в Якутии // Международный научный журнал «Символ науки». № 11. 4/2016. 2016. С. 133-139.
9. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос-олонхо / пер. с якут. В.В. Державина. Якутск: Кн. издво, 1983. 2-е изд. 432 с.
10. Ойунский П.А. Талыллыбыт айымньылар, II том //«Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание». Якутск, 1927. С. 347.
11. Ойунский П.А. Дьулуруйар Ньургун Боотур // Ойунский П.А. Собр. соч.: В 7 т. Айымньылар. Якутск: Якутское книжное издательство. Т. 4. 1959. 313 с.; Т. 5. 1959. 287 с.; Т. 6. 1960. 310 с.
12. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: Т.III. М.: Академия наук СССР, 1959.
13. Петрова С.И. Сакрально-обрядовая функция одежды (по материалам эпоса-олонхо «Нюргун Ботур Стремительный») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 1 (39): в 2-х ч. Ч. II. C. 159-164.
14. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов: ХIХ - начало XX века: историко-этнографическое исследование. Новосибирск: Наука, 2001. С. 170.
15. Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в половине XVIII в. (По археологическим материалам) // Советская этнография, 1937, №2-3, С. 75-99.
16. Строптивый Кулун Куллустуур. Якутское олонхо. М.: Наука, 1985. С. 607.
17. Урастыров К. Нуоҕалдьын кугас аттаах тойон дьаҕарыма бухатыыр: олонхо, Якутск: государтсвенное издательство АССР, 1942. С. 374.
18. Ядрихинский П.П. Девушка-Богатырь Джырыбына Джырылыатта [Текст]. Якутск: Сайдам, 2011. 448 с.
19. Якутско-русский словарь, М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 620.
20. Одежда персонажей в якутском эпосе-олонхо [Электронный ресурс] / Докторова Н.И. URL: https://tengrifund.ru/konferencii/2-aya-konferenciya/odezhda-personazhej-v-yakutskom-epose-olonxo
21. Уткин П.И. Художественная обработка металлов [Электронный ресурс]. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st035.shtml
Поступила в редакцию 2021-08-20
Опубликована 2022-04-29
Раздел
Фольклористика
Страницы
378-386