ИСТОКИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПУНКТУАЦИИ

  • Кирилл Яковлевич Сигал
    • Институт языкознания Российской академии наук
Ключевые слова: пунктуация, психолингвистика, психология пунктуации, методика обучения пунктуации, письмо, чтение

Аннотация

В современной психолингвистике функционированию пунктуации в письме / чтении почти не уделяется внимания. Результаты имеющихся психолингвистических исследований по пунктуации, в том числе экспериментальных, иногда носят взаимоисключающий характер. Поэтому возникла потребность обратиться к трудам лингвистов, психологов и педагогов XX в., в которых сделана попытка понять, как субъект речи овладевает и владеет пунктуацией. Статья посвящена истокам психолингвистического подхода к пунктуации: «психологии пунктуации» и методике обучения пунктуации в школе. Показано, что благодаря «психологии пунктуации» смысловой принцип получил приоритет во взгляде на обучение пунктуации и стало очевидным взаимодействие в употреблении знаков препинания узуальных и личностных детерминаций. Методика пунктуации обнаружила специфику пунктуационного навыка, его основу - видение знака препинания, связь оперирования знаками препинания в процессе создания письменного высказывания с развернутой внутренней речью, ориентацию употребления пунктуации на текст.

Литература

1. Абакумов С.И. Методика пунктуации. 2-е изд. М.: АПН РСФСР, 1950. 116 с.
2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. 208 с.
3. Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации. М.: Высшая школа, 2004. 259 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2006. 1136 с.
5. Граник Г.Г. Психологические принципы построения школьного курса синтаксиса и пунктуации русского языка: автореф. дис. … докт. психол. наук. М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1975. 47 с.
6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. Часть 1. М.: Образование, 1998. 176 с.
7. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе: (Методическое исследование). М.: Педагогика, 1982. 120 с.
8. Дудников А.В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. М.: Учпедгиз, 1963. 439 с.
9. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с.
10. Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. (Проблемы методики). М.: Педагогика, 1975а. 160 с.
11. Ломизов А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М.: Просвещение, 1975б. 143 с.
12. Фигуровский И.А. Избранные труды. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. 483 с.
13. Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М.: АПН РСФСР, 1962. 447 с.
14. Angellilo J. A fresh approach to teaching punctuation. New York: Scholastic Professional Books, 2002. 144 p.
15. Baldwin R.S., Coady J.M. Psycholinguistic approaches to a theory of punctuation // Journal of literary research. 1978. No. 10. P. 363-375.
16. Calkins L.M. When children want to punctuate: basic skills belong in context // Language arts. 1980. Vol. 57. No. 5. P. 567-573.
17. Dávalos-Esparza D.-A. Children’s reflections on the uses and functions of punctuation: the role of modality markers // Infancia y aprendizaje. Journal for the study of education and development. 2017. Vol. 40. No. 3. P. 429-466.
18. Dawkins J. Teaching punctuation as a rhetorical tool // College composition and communication. 1995. Vol. 46. No 4. P. 533-548.
19. Fernández E.M., Cairns H.S. Fundamentals of psycholinguistics. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell, 2011. 316 p.
20. Furness E.L. Pupils, pedagogues, and punctuation // Elementary English. 1960. Vol. 37. No. 3. P. 184-189.
21. Laaker-Burgauer D. Punctuation and grammar: driving forces in composition // Proceedings of the 5th annual conference of the Assembly for the teaching of English grammar “Grammar: learning, teaching, researching”. Normal, Illinois: Illinois State University, 1994. P. 16-21.
22. Levelt W.J.M. Speaking: from intention to articulation. Cambridge: MIT Press, 1989. 566 p.
23. Salisbury R. The psychology of punctuation // The English journal. 1939. Vol. 28. No. 10. P. 794-806.
24. The Oxford handbook of language production / M. Goldrick, V. Ferreira & M. Miozzo (eds.). Oxford: Oxford University Press, 2014. 492 p.
25. Thorndike E.L. The psychology of punctuation // The American journal of psychology. 1948. Vol. 61. No. 2. P. 222-228.
Поступила в редакцию 2022-01-12
Опубликована 2022-07-08
Раздел
Лингвистика
Страницы
529-536