СЛОЖНОСТЬ ЯЗЫКОВОГО КОДА НАУЧНОГО ТЕКСТА КАК ФАКТОР КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

  • Нинель Владимировна Ивлева
    • Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский базовый медицинский колледж»
Ключевые слова: научный текст, интерпретация, межнаучная коммуникация, профессиональная концептосфера, языковой код, понятийно-терминологический аппарат, полисемия

Аннотация

Настоящая статья посвящена актуальной для современной психолингвистики проблеме понимания текстового сообщения в пространстве междисциплинарной коммуникации. Раскрывается взаимосвязь структурно-семантических особенностей научного текста и затруднений его интерпретации адресатом. Выявлено, что трудности понимания текстовой информации обусловлены сложностью языкового кода и кодируемого им смысла текста. Автор обосновывает, что неверное декодирование текстового сообщения связано с несовпадением когнитивно-лингвистических характеристик профессиональных концептосфер продуциента текста и его адресата. Концептосфера конкретной научной области для целей коммуникации вербализуется в виде понятийно-терминологического аппарата, в котором слова-термины объединены устойчивой инвариантной системой ассоциативно-семантических связей и маркированы ассоциативной компетентностью носителя данной концептуальной сферы. Интерпретация семантики знаков языка детерминируется первоначально усвоенными специалистом значениями терминов соответствующей профессиональной области знаний. Наличие у контактных научных областей своего специфического объекта исследования обусловливает рассогласованность репрезентирующих данные сферы знания лексико-семантических систем, в которых изоморфные термины могут быть в значительной степени дифференцированы по их смысловому содержанию. Установлено, что ошибки в адекватной идентификации значений изоморфных терминов иной области научного знания возникают в результате неправильного ассоциативного моделирования семантики в языковой структуре многозначного слова. Существенными факторами, затрудняющими понимание научного текста, являются особенности его структурно-семантической организации, связанные с высокой насыщенностью специальной терминологией и логико-композиционной неупорядоченностью в изложении текстового суждения.

Литература

1. Балдова В.А. Влияние авторского предтекстового комплекса на понимание специального текста: автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19/ Тверской гос. ун-т. Тверь, 1999. 18 с.
2. Биева Е.Г. Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале детской речи): дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 - Теория языка. М., 1984. 185 с.
3. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com
4. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972. 616 с.
5. Голованова И Ю., Нуруллина Г.М. К вопросу о понимании и восприятии научного текста // Филология и культура. 2019. № 1 (55). С. 43-48.
6. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика. 1982. 176 с.
7. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные работы. М.: Гнозис. 2005. 543 с.
8. Залевская А.А. Функциональная основа разграничения парадигматических и синтагматических связей при анализе материалов ассоциативных экспериментов // Структурно-семантические исследования русского языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1994. С. 5-13.
9. Золотухина Т.О. Психолого-педагогические условия оптимизации понимания учебных текстов студентами-психологами: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.07/ Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2009. 24 с.
10. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. 2-е изд-е. М.: УРСС, 2010. 328 с.
11. Кубрякова Е.С. Деривация, транспозиция, конверсия // Вопросы языкознания. 1974. № 5. С. 64-76.
12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики, учеб. для вузов, 3-е изд. М.: Смысл, 2003. 287 с.
13. Сошников А.О. Специфика структурно-семантической организации спонтанных текстов повествования и рассуждения: дис. … канд. филолог. наук: 10.02.19 - Теория языка. Тверь, 2013. 142 с.
14. Стернин И.А. Анализ скрытых смыслов в тексте: учеб. пособие. Воронеж: Истоки, 2011. 66 с.
15. Таюпова О. И. Языковой код в научно-популярном тексте//Вестник Башкирского университета. Т.17. № 4. Уфа, 2012. С. 1812-1815.
16. Турчин А. С. Психологические условия организации процесса восприятия и понимания учебных текстов // Психологический журнал. Т. 25. № 4. 2004. С. 14-19.
Поступила в редакцию 2022-01-12
Опубликована 2022-07-08
Раздел
Лингвистика
Страницы
537-545