О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОММУНИКАТИВНЫЕ» - «ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ» СТРАТЕГИИ В КРЕОЛИЗОВАННОМ МЕДИАТЕКСТЕ

  • Татьяна Александровна Ленкова
    • Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Ключевые слова: креолизованный медиатекст, коммуникаивные стратегии, текстообразующие стратегии

Аннотация

В центре внимания предлагаемой работы находится анализ соотношений двух понятий, а именно коммуникативной и текстообразующей стратегий. Автор даёт обзор взглядов отечественных и зарубежных учёных на заявленную проблематику, предлагая некоторые самостоятельные выводы. Кроме того, проанализированы основные классификации коммуникативных и текстообразующих стратегий, имеющихся на данный момент в научной литературе. Автор не просто исследует сходства и различия в терминологии, а предпринимает попытку преломления двух заявленных феноменов относительно креолизованного медиатекста, выделяя особый тип - «визуально-ориентированные стратегии». В работе прослеживаются текстообразующие стратегии, способные воплощать те или иные коммуникативные авторские интенции на страницах текстов СМИ. Авторская интенция обуславливает взаимозависимость и взаимообусловленность коммуникативных и текстообразующих стратегий для наиболее эффективного воплощения информирующей и воздействующей функциймедиатекста.

Литература

1. Андреева В.А. Текстовые и дискурсные параметры литературного нарратива: на материале современной немецкоязычной прозы: дис. … докт. филологических наук. Санкт-Петербург, 2009. 361 с.
2. Бугаева Л Д. Художественный нарратив и структуры опыта: сюжет перехода в русской литературе Новейшего времени: дис. … докт. филологических наук. Санкт-Петербург, 2012. 565 с.
3. Гавра Д.П. Понятие и характеристики коммуникационной стратегии // Российская школа связей с общественностью. Т. 15. Санкт-Петербург, 2019. С. 64.
4. Горбачёва Е.Н. Стратегическая перформативность в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2015. № 3. С. 102-106.
5. Граудина Л. Культура русской речи. Учебник для вузов. М, 1999. С. 72-83
6. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст]: сборник работ. Москва: Прогресс, 1989. 310 с.
7. Мещеряков В.Н. Теория текстообразования // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М.: Флинта, Наука, 1998. С. 248-250.
8. Милостивая А.И. Жанр газетного текста и нарративность // Современные проблемы науки и образования. Ставрополь, 2015. № 2-3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23677 (дата обращения: 15.02.2022)
9. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.
10. Пирогова Ю.К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации // Текст. Интертекст. Культура. М.: Азбуковик, 2001. С. 543-553.
11. Редько Г.В., Еремеева А.А. Коммуникативная стратегия как стратегия понимания и интерпретации смысла // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2017. № 4 (207). С. 108-113.
12. Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М.: Intrada, 2013. 211 с.
13. Янко Т.Е. Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте. М.: ЯСК, 2008. 312 с.
Поступила в редакцию 2022-02-19
Опубликована 2022-07-08
Раздел
Лингвистика
Страницы
546-552