СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.: ЖАНРОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

  • Елизавета Борисовна Дзапарова
    • ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
  • Кристина Инарбековна Хетагурова
    • ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
  • Ида Хадзбатыровна Хозиева
    • ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
  • Наталья Ахсарбековна Асаева
    • ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Ключевые слова: осетинская литература, стихотворение в прозе, жанр, лирический герой, образ, композиция

Аннотация

В статье делается попытка определения жанровой принадлежности произведений осетинских писателей, причисляемых ими к стихотворениям в прозе. Наличие небольшого объема, лирического начала, а также характерная композиционная завершенность, динамичность и эмоциональность повествования позволяют отнести большинство анализируемых произведений к рассматриваемому жанру. Структурный анализ художественных произведений показал, что часть из них больше тяготела к притчам или басням, так как они заключали в себе дидактические высказывани (Ц. Гадиев). Другие анализируемые художественные произведения по содержанию приближены к пейзажным этюдам (С. Гадиев), стихотворению-размышлению (Ц. Гадиев), лирическим миниатюрам (Дз. Гатуев, Нигер (И. Джанаев)), стихотворению-посланию (Х. Калоев), стихотворению-исповеди (Х. Калоев), стихотворению-прощанию (Х. Калоев), стихотворению-наказу (Х. Калоев). В повествовании от первого лица проявляется лиризм стихотворений в прозе. Сочетание лиризма с прозаическим способом передачи художественной действительности характерно и для творческого метода осетинских авторов. В статье также анализируются изобразительно-выразительные средства стихотворений, играющие немаловажную роль в раскрытии идейного смысла; подчеркивается отождествление образной системы с внутренним миром лирического героя. Использованные лексические и синтаксические средства художественной выразительности отражают глубокие чувства и мысли лирического героя, дают оценку изображаемому. Формальные признаки анализируемых стихотворений в прозе представлены чаще всего простыми предложениями, придающими повествованию особую динамичность.

Литература

1. Амбарцумян А.А., Перова Е.А. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: синтез лирической и эпической форм развертывания образов // Теоретический и практический потенциал современной науки. М., 2019. С. 150-153.
2. Апалина Н.Л. Анализ «стихотворений в прозе» И.С. Тургенева // Уроки литературы. 2011. №3. С. 8-15.
3. Ахмерова Л.Р., Даньян Лу. Жанровые и лингвистические особенности «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева (на примере анализа стихотворения в прозе «Стой!») // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика. V Международные Бодуэновские чтения. Казань, 12-15 октября 2015 г. Казань, 2015. С. 27-29.
4. Гадиев С. Избранные произведения. Цхинвал: Республика, 2011. 375 c.
5. Гадиев С. Произведения. Владикавказ: Ир, 1991. 644 с.
6. Гадиев Ц. Произведения. Орджоникидзе, 1984. 273 с.
7. Гаспаров М. Л. Стихотворение в прозе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. Стб. 1039.
8. Гатуев Дз. Стакан шейха. Орджоникидзе: Ир, 1981. 438 с.
9. Джикаев Ш. История осетинской литературы. Владикавказ: Ир., 2003. 464 с.
10. Джусойты Н. Цомак Гадиев. Очерк жизни и творчества. Орджоникидзе, 1965. 193 с.
11. Дзапарова Е. Б. Нигер - переводчик русской классики на осетинский язык // Вопросы литературы и фольклора. 2015. №8-2. С. 33-47.
12. Калоев Х. Цветок на сломанном дереве. Произведения. Владикавказ: Ир, 1997. 255 с.
13. Лысенкова Е. Л., Ковынева Е. А. Стихотворения в прозе Р.М. Рильке и Э.М. Ремарка как когерентные художественные явления (лингвостилистический аспект) // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Лингвистика. 2019. № 6. С. 50-58.
14. Мамиева И. В., Цоколаева Е. Х. Символ «мост/хид» в художественном сознании осетин // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2014. №12. С. 272-285.
15. Максимова Т.М. Назначение жанра стихотворения в прозе // Вестник ИГЭУ. 2010. Вып. 1. С. 98-103.
16. Нигер. Произведения. Цхинвал: Иристон, 1988. 481 с.
17. Озеров Л. А. «Стихотворения в прозе» // Озеров Л.А. Необходимость прекрасного. М., 1983. С. 98-112.
18. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991. 191 с.
19. Пушина Л. А. Лингвостилистические параметры сборника стихотворений в прозе Ш. Бодлера «Le Spleen de Paris»: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 19 с.
20. Туаллагов А. Д. Приговоренные к бессмертию. Владикавказ: Алания, 1993. 445 с.
21. Тюпа В. И. Стихотворение в прозе: проблема жанровой идентичности // Новый филологический вестник. 2007. № 2 (5). С. 49-57.
22. Хугаев И. С. Дальше на Восток: к вопросам поэтики Дзахо Гатуева // Вестник ВНЦ. 2018. Т.18. №4. С. 4-8.
23. Штырлина Е. Образ луны в поэтическом творчестве К.Д. Бальмонта // Филология и культура. 2017. №3 (49). С. 96-100.
Поступила в редакцию 2021-11-12
Опубликована 2022-07-08
Раздел
Литературоведение
Страницы
615-622