ЭКФРАСИС КАК ПРОСТРАНСТВО ПАМЯТИ В «ПОРТРЕТАХ ХУДОЖНИКОВ И МУЗЫКАНТОВ» М. ПРУСТА

  • Мария Сергеевна Рыбина
    • ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Ключевые слова: Марсель Пруст, экфрасис, «Портреты художников и музыкантов», визуальность в литературе, лирический цикл, интерсемиотический перевод

Аннотация

В статье рассматривается экфрасис как один из способов создания визуальных образов в «Портретах художников и музыкантов» М. Пруста. Актуальность исследования обусловлена как интересом к самому явлению визуального в литературе, так и отсутствием специальных работ, посвящённых раннему поэтическому циклу французского модерниста. Цель данной статьи состоит в анализе приёмов интерсемиотического перевода визуального впечатления в вербальное описание. Несмотря на полное невнимание современников и довольно скептическое отношение исследователей к единственному лирическому циклу Пруста, этот ранний опыт содержит, на наш взгляд, репертуар возвращающихся образов и мотивов прустовского творчества. Художественный дискурс «Портретов» отсылает как минимум к трём кодам искусства: традиционные жанры живописи, литературный экфрасис, музыкальная иллюстрация. М. Пруст соединяет в описании детали нескольких картин, создавая текст-загадку, в котором узнаваемые объекты и последовательность их появления репрезентируют манеру художников и/или стиль эпохи в сознании реципиента. Экфрасис отсылает не к конкретному живописному полотну, а к образу жанра: «сельский пейзаж» (Кейп), «элегический пейзаж» (Поттер), «парадный портрет» (Ван Дейк), «театральная декорация» (Ватто). Им соответствуют четыре литературных модели: идиллия (Кейп), ламентация (Поттер), панегирик (Ван Дейк), мадригал (Ватто). Анализ визуального в прустовском цикле позволяет сделать вывод о том, что его экфрасис ориентирован не на отдельное произведение, а на некоторый корпус текстов даже в том случае, когда объектом имитации становится индивидуальный стиль.

Литература

1. Геллер Л. Экфрасис, или Обнажение приёма. Несколько вопросов и тезис // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сборник статей / под ред. Д.В. Токарева. М.: НЛО, 2013. С. 44-60.
2. Графова О.И. Экфрасис картин нидерландских художников в прологе романа А.С. Байетт «Натюрморт» // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 1. С. 95-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42763024 (16.08.2021).
3. Джумайло О.А. Новые книги об экфрасисе // Практики и интерпретации. 2016. Т. 1. С. 225-234 Режим доступа: http://www.pi-journal.com/index.php/pii/article/view/17 (16.08.2021).
4. Константини М. Экфрасис: понятие литературного анализа или бессодержательный термин? // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сборник статей / под ред. Д.В. Токарева. М.: НЛО, 2013. С. 29-34.
5. Перлина Н.М. Теория и история экфрасиса. Итоги и перспективы изучения, или сорок пять статей об экфрасисе // Вопросы литературы. 2019. №5. С. 188-215. DOI: 10.31425/0042-8795-2019-5-188-215. URL: https://voplit.ru/article/teoriya-i-istoriya-ekfrasisa-itogi-i-perspektivy-izucheniya-ili-sorok-pyat-statej-ob-ekfrasise/(16.08.2021)
6. Таганов А.Н. Жанр пастиша в творчестве М. Пруста // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1994. С. 79-89.
7. Яровикова Ю. В. К вопросу о категориальном определении экфрасиса // Филология: научные исследования. № 1. 2019. С. 144-151. DOI: 10.7256/2454-0749. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28507 (16.08.2021)/
8. Aron P. Sur les pastiches de Proust. COnTEXTES [Электронный ресурс]. URL: http://contextes.revues.org/59; DOI: 10.4000/contextes.59 (16.08.2021).
9. Montesquiou R. de. Les Chauves-Souris: clairs-obscurs. Paris, 1907. 118 p.
10. Proust M. Les plaisirs et les jours. Paris: Calmann Lévy, 1896. 271 p.
11. Tadié J-Y. Proust La Cathédrale du temps. Paris: Gallimard, 2017. 128 p.
12. Vardon N. “Portraits de Peintres” d’après les poèmes de Marcel Proust et la musique de Reynaldo Hahn: une tentative d'union entre les arts. Paris, 2008. pp. 26-47.
Поступила в редакцию 2021-08-20
Опубликована 2022-07-08
Раздел
Литературоведение
Страницы
630-635