КАТЕГОРИЯ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТЕКТИВНОМ РОМАНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Р. ГЭЛБРЕЙТА «ДУРНАЯ КРОВЬ»

  • Галина Игоревна Лушникова
    • Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
  • Татьяна Юрьевна Осадчая
    • ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Ключевые слова: современный детектив, Р. Гэлбрейт, категория интертекстуальности, взаимодействие текстов, диалог литературных традиций

Аннотация

В художественной литературе постоянно обнаруживаются новые формы категории интертекстуальности, что требует разработки общей методологической базы для ее исследования. В данной статье приводятся теоретические положения научных изысканий, в которых характеризуются принципиальные особенности интертекстуальных связей в современной художественной литературе. Представлен краткий обзор англоязычных детективов, который показывает, что интертекстуальность занимает существенное место в этом жанре, может реализовываться в разных формах и выполнять различные функции. Ведущий метод исследования - интерпретационный анализ связей цитирующего и цитируемого текстов. Большой объем цитат, используемых в качестве эпиграфов к роману Р. Гэлбрейта «Дурная кровь», всем его частям и главам, дает основание утверждать, что книга фактически содержит два текста, что делает неизбежным их сопоставление, вычленение аналогий, сходств и различий. Анализ взаимодействия разных по временной отнесенности, тематике и жанрам текстов, объединенных в одном художественном целом, играет существенную роль в интерпретации данного романа, понимании характеров его действующих лиц, основных тем, сюжетных линий, а также в разгадывании детективной интриги. Сопоставление содержания эпиграфов и соответствующих глав романа дает основание заключить, что имеет место два варианта их корреляции - соответствие на содержательном уровне и контраст на формальном уровне. Интертекстуальность исследуемого романа демонстрирует синтез жанров, функциональных стилей, идейно-образных норм, что является основой формотворчества, ведущего к созданию своеобразного диалога эпох, культур, литературных традиций.

Литература

1. Байко В. А. Интертекстуальность в пейзажных описаниях современного британского детектива: дис. … канд. филол. наук. Архангельск, 2019. 200 с.
2. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Перев. с франц. М.: Прогресс, 1994. С. 462-518.
3. Бушев А. Б. Лингвистика интертекстуальности и интермедиальности (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6. Языкознание. 2019. № 2. С. 76-95.
4. Гэлбрейт Р. Дурная кровь. Перев. с англ. Е. Петровой. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2021. 960 с.
5. Кремнева А. В. Интертекстуальные включения в художественном тексте: функция характеризации персонажа // Известия ВПГУ. Филологические науки. 2018. № 3 (126). С. 81-85.
6. Кремнева А. В. Интертекстуальные включения как один из барьеров на пути интерпретации смысла текста // Филология и человек. 2019a. № 1. С. 46-60.
7. Кремнева А. В. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия: когнитивно-семан-тический аспект (на материале английского языка): автореф. дис. … докт. филол. наук. Барнаул, 2019. 42 с.
8. Михеев А. А. Интертекстуальность: сущность и основные подходы к исследованию научной парадигмы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. 3 11 (41). Ч. 2. С. 120-122.
9. Напцок Б. Р., Соколова Г. В. К проблеме изучения интертекстуальности в художественном произведении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. № 4 (227). С. 123-131.
10. Попова Ю. К. Межтекстовые отношения и их трансляция (на материале англоязычных постмодернистских художественных текстов и их переводов): дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2016. 210 с.
11. Туова Р. Х. Детективный текст постмодерна: прецедентные феномены как лингвокультурные маркеры интертекстуальности // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 4. С. 65-72.
12. Туова Р. Х. Интертекстуальность в детективном тексте постмодерна: лингвокультурный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2015. № 4 (168). С. 67-72.
13. Galbraith R. Troubled Blood. New York: Mulholland Books, 2020. 944 p.
14. Hutcheon L. Historiographic Metafiction Parody and the Intertextuality of History // Intertextuality and Contemporary American Fiction. Ed. by P. O'Donnell, R. Con Davis. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1989. P. 3-32.
15. Struzziero M. A. «Make it new» to return as rupture and difference: a study of Jeanette Winterson’s The Gap of Time // The Poetics of Fragmentation in Contemporary British and American Fiction. Ed. by V. Guignery, W. Drag. Malaga: Vernon Press, 2019. P. 91-104.
Поступила в редакцию 2021-10-02
Опубликована 2022-07-08
Раздел
Литературоведение
Страницы
644-653