ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ИГРА В ПЬЕСЕ Е.П. РОСТОПЧИНОЙ «ВОЗВРАТ ЧАЦКОГО В МОСКВУ»

  • Елена Радифовна Иванова
    • Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета
Ключевые слова: Е.П. Ростопчина, А.С. Грибоедов, ономастика, антропоним, фалероним, ономастическая игра

Аннотация

Статья посвящена вопросам ономастики. Автор на примере мало изученной пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки» (1856) рассматривает примеры ономастической игры, которая полнее раскрывает замысел произведения, подчеркивает авторскую позицию, свидетельствует об оригинальности художественного мира писательницы. Исследования лингвистов и литературоведов неоднократно подтверждали значимость ономастики в интерпретации художественного текста, дополняющей идейно-тематические и художественные аспекты произведения. В статье благодаря сравнительному анализу антропонимов известной комедии А.С. Грибоедова и пьесы Е.П. Ростопчиной акцентировано значение произведения «Горе от ума» в русской литературе и литературной жизни России середины XIX в. В материал для анализа вовлечены не только антропонимы, но и фалеронимы, которые нечасто становятся предметом для изучения в контексте литературного произведения. Интересно, что Е.П. Ростопчина, написав своеобразное продолжение комедии «Горе от ума», органично включила в сюжет своего произведения самые яркие антропонимы, созданные А.С. Грибоедовым в рамках классицистической традиции, и создала новые яркие и многозначные имена героев, рассчитывая на вдумчивого и эрудированного читателя.

Литература

1. Авдеева Г.А. Ономастическая игра как реализация аллюзивного принципа языковой игры в художественном тексте: на примере «Уездного города N» М. Науменко // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. № 2. С. 30-37.
2. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Либроком, 2012. 231 с.
3. Голомидова М.В. Искусственная номинация в русской ономастике: монография. Екатеринбург: Урал. гос пед. ун-т, 1998. 232 с.
4. Грибоедов А.С. Горе от ума. М.: Школа-Пресс. 1994. 544 с.
5. Гридина Т.А. Языковая игра в художественном тексте. Екатеринбург, 2008. 166 с.
6. Данилова Е.А. Типологическое изучение персонажей (на материале XVIII-XIX вв.) : дис. … канд. филол. наук. М., 2015. 207 с.
7. Есин А.Б. Полемическая интерпретация как форма бытования классики // Классика и современность / под ред. П.А Николаева и В.Е. Хализева. М.: Изд-во МГУ, 1991. С.120-127.
8. Кисель О.В. Коннотативный аспект семантики личных имен // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 19 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konnotativnyy-aspekt-semantiki-lichnyh-imen (дата обращения 14. 01. 2022).
9. Ковалев Г.Ф. Автобиографизм ономастики «Горя от ума» А.С. Грибоедова. К 225-летию со дня рождения великого русского поэта (1795-1829) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики № 1 (36). 2020. С. 66-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtobiografizm-onomastiki-gorya-ot-uma-a-s-griboedova/viewer (дата обращения 18. 01. 2022).
10. Ковалев Г.Ф. Литературная ономастика - поле исследований для литературоведов и лингвистов // Текст в культурном, историческом, языковом пространстве: материалы Международной заочной научно-практической конференции, Москва, 19 марта 2017 года. М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2017. С. 86-99.
11. Коточигова Е.Р. Что стало с Чацким и Молчалиным и за кого всё-таки вышла замуж Софья? Е.П. Ростопчина «Возврат Чацкого в Москву…» // Русский язык и литература для школьников. 2011. № 5. С. 59-62.
12. Кривощапова Ю.А. Имена камней как лингвокультурный символ Урала // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 3. С. 241-262. DOI 10.15826/vopr_onom.2020.17.3.042.
13. Кунарев А.А. «Фамилии известной…» (К вопросу о происхождении антропонима Чацкий) // Русский язык в школе [Russian language at school]. 2000. № 5. С. 89-91.
14. Максимов В.О. Русский фамильный антропоним как свернутый текст и его лексикографическое описание // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки, и методика их преподавания. 2015. № 4. С. 83-89.
15. Напцок Б.Р., Соколова Г.В. К проблеме изучения интертекстуальности в художественном произведении // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. Выпуск 4 (227). С. 123-131.
16. Позднякова Е.Ю. К вопросу о дискурсивной теории ономастики // Культура и текст. № 1 (44). 2021. С. 245-261. DOI 10.37386/2305-4077-2021-1-245-261
17. Райгородский Л.Д. Две даты и две судьбы в искусстве России // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Серия 15. Вып. 2. С. 149-160 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-daty-i-dve-sudby-v-iskusstve-rossii/viewer (дата обращения 21.01.2022).
18. Ранчин А.М. «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Возврат Чацкого в Москву…» Е.П. Ростопчиной // Русская словесность. 1996. № 2. С. 13-14.
19. Ранчин А.М. История женщины и поэтессы - в романе, повести, комедии // Е.П. Ростопчина. Счастливая женщина: лит. сочинения. М., 1991. С. 5-14.
20. Ростопчина Е.П. Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки // От русского классицизма к реализму: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов. М.: Школа-пресс, 1996. С. 427-539.
21. Рулевская Е.С. Проблемы процессов терминологизации ономастической лексики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2021. № 4. С. 95-104. DOI 10.18384/2310-712X-2021-4-95-104.
22. Суперанская А. В. Ономастика начала ХХI века. М.: Советский писатель, 2009. 80 с.
23. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: монография. Волгоград: Перемена, 2000. 171 с.
24. Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб.: Азбука-классика. 2001. 512 с.
25. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
26. Чернец Л.В. «Как слово наше отзовется…». Судьбы литературных произведений. М.: Высш. школа, 1995. 237 с.
27. Шебалов Р.Ю. Ономастическая игра в художественном тексте (на материале ранних рассказов А.П. Чехова): автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004. 16.с.
28. Эльзон М.Д. «Чад» или «чаять»? // Русская литература. 1981. № 2. С. 182-183.
Поступила в редакцию 2022-06-22
Опубликована 2022-10-14
Раздел
Лингвистика
Страницы
954-961