РЕАЛИЗАЦИЯ НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ЖАНРОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

  • Ольга Викторовна Марьина
    • ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
  • Акмарал Айболовна Саганаева
    • НАО «Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова»
Ключевые слова: несобственно-прямая речь, функции несобственно-прямой речи, жанровая обусловленность, детская проза

Аннотация

В статье обращено внимание на функции несобственно-прямой речи в прозаических художественных произведениях, созданных для детей и подростков, в зависимости от жанровой принадлежности текстов. Отмечено разнообразие функций несобственно-прямой речи в повести, сказочной повести. Вторым, помимо повествователя, говорящим субъектом выступают как герои-взрослые, так и герои-дети / подростки. Определено, что несобственно-прямая речь в тексте повести представляет собой развернутое повествование, сообщающее о мыслях, переживаниях и состояниях героев, об их реакции на какое-то событие. Кроме того, несобственно-прямая речь является средством создания комического эффекта в тексте. Адресантом речи выступает как один субъект, так и группа лиц; в ряде случае установить, кому принадлежит речевая партия - не представляется возможным. Определено, что в текстах рассказов и сказок благодаря несобственно-прямой речи сообщается о физическом или эмоциональном состоянии героев. Адресантом чужой речи в рассказах выступает один из героев.

Литература

1. Бартенев М., Усачев А. Барабашка или обещано большое вознаграждение. М.: Самовар, 2015. 127 с.
2. Велистов Е. Приключения Электроника. М.: Школьная библиотека, 2018. 158 с.
3. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1951. С. 33.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2006. 144 с.
5. Гераскина Л. В стране невыученных уроков. М.: Школьная библиотека, 2017. 135 с.
6. Емец Д. Бунт пупсиков. М.: Эксмо, 2015. 256 с.
7. Железников В. Чучело. Повести. Рассказы. Барнаул: Анна Поом и К, 1993. 289 с
8. Загрядская Н.А. Функции несобственно-прямой речи в художественной литературе США начала XX века // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 405-407.
9. Коваль Ю. Куролесов и Матрос подключаются. М.: Школьная библиотека, 2017. 110 с.
10. Крюкова Т. Женька Москвичев и его друзья. М.: Школьная библиотека, 2017. 113 с.
11. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст, структура и семантика. Т. 1. М., 2001. С. 72-81.
12. Кусько Е.Я. Проблемы языка современной художественной литературы. Несобственно-прямая речь в литературе ГДР. Львов: Вища школа, 1980. 208 с.
13. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
14. Лагин Л. Старик Хоттабыч. М.: Школьная библиотека, 2017. 220 с.
15. Машеро Н.Н. Функционирование несобственно-прямой речи в литературном нарративе в качестве воссоздающего элемента звучащей речи // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2012. № 3 (169). С. 85-87.
16. Осеева В. Рассказы и сказки. М.: Школьная библиотека, 2013. 20 с.
17. Остер Г. Куда идет слоненок. М.: АСТ, Астрель. Тула: Родничок, 2007. 50 с.
18. Сергеев М. Волшебная калоша. М.: Эксмо, 2018. 190 с.
19. Успенский Э. Вниз по волшебной реке. М.: АСТ, Малыш, 2016. 128 с.
20. Чуковский К. Доктор Айболит. М.: АСТ, 2019. 120 с.
Поступила в редакцию 2022-06-22
Опубликована 2022-10-14
Раздел
Лингвистика
Страницы
962-967