ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОДУСНОЙ КАТЕГОРИИ «ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ» С ДРУГИМИ МОДУСНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

  • Дмитрий Валентинович Козловский
    • ФГБОУ ВО СЭИ СГТУ имени Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: эвиденциальность, дискурс, лингвосинергетика, автор, читатель, субъект коммуникации

Аннотация

Приводится определение категории «эвиденциальность». Рассматриваются особенности лингвосинергетического подхода к исследованию эвиденциальности в дискурсивном контексте. Аргументируется целесообразность обращения к дискурсивному анализу в рамках исследования эвиденциальности. Описывается синергетическая эвиденциальная модель. Изучаются особенности сцепления эвиденциальности с категориями авторизация, персональность, темпоральность, восприятие в пространстве массмедийного дискурса. Анализируются возможные типы взаимодействия эвиденциальности с указанными модусными категориями, основанные на осуществлении принципов взаимодополнения и взаимопроникновения модусных смыслов в дискурсивном эвиденциальном контексте. Акцентируется внимание на таких важных элементах как узловая и промежуточная область развёртывания эвиденциального контекста. Исследуются специфика и условия реализации полимодальной модусной семантики в дискурсивном пространстве. Отмечается возможность единовременной актуализации выявленных типов взаимодействия модусных категорий. Уточняется описанная ранее лингвосинергетическая эвиденциальная модель. Обосновывается необходимость проведения тщательного лингвосинергетического анализа модусных значений. Автор исследует эвиденциальные дискурсивные контексты, взятые с вебсайта британского журнала The Economist, полученные методом сплошной выборки. При этом, в ходе анализа примеров автор опирается на разработанную ранее классификацию эвиденциальных операторов, данные англо-английского словаря Longman Dictionary of Contemporary English, а также предшествующие исследования модусных категорий. Подводя итог, автор приходит к выводу о том, что обращение к принципам взаимодополнения и взаимопроникновения модусных смыслов связано с необходимостью оказания определенного воздействия на адресата / читателя, обусловленного коммуникативными намерениями создателя исследуемого контекста и особенностями дискурса.

Литература

1. Авдевнина О. Ю. Категория восприятия и средства ее выражения в современном русском языке: автореф. дис. … д-ра филол. наук, 10.02.01. М., 2014. 47 с.
2. Бондарко А.В. Персональность // Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб.: Наука, 1991. С. 5-40.
3. Вежбицка А. Восприятие: семантика абстрактного словаря: пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХVIII. Логический анализ естественного языка / под ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1986. С. 336-369.
4. Гричин С.В. Авторизация в тексте научного произведения: когнитивно-дискурсивный аспект // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 6. C. 5-19.
5. Иванова С.В. Дискурсивная адаптация культурно-обусловленных языковых знаков в политическом дискурсе СМИ (на материале политического массмедийного дискурса США) // Политическая лингвистика. 2017. № 1(61). С. 31-42.
6. Козловский Д.В. Категоричная и некатегоричная эвиденциальность в англоязычном дискурсивном пространстве // Филология и культура, 2017. №1 (47). С. 30-36.
7. Козловский Д.В. Эвиденциональная модель в художественном дискурсивном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2013. №3 (40). С. 270-275.
8. Кораблина Т.И. Модусная категория «воспоминание»: семантический и текстоцентрический аспекты: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: специальность 10.02.01. Новосибирск, 2018. 232 с.
9. Кузнецова М.А. Средства выражения категории персональности в рекламе // Современное педагогическое образование. 2019. № 12. С. 188-190.
10. Лунина Т.П. О средствах выражения косвенной эвиденциальности в русском языке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (148). С. 92-97.
11. Падучева Е.В. К структуре семантического поля «восприятие» (на материале глаголов восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. 2001. № 4. С. 23-44.
12. Чанышева З.З. Репрезентация модусной категории эвиденциальности в модальной рамке переводного текста // Вестник Башкирского университета. 2016. Том 21. №2. С. 402-408.
13. Шмелева Т.В. Модус и его средства выражения в высказывании // Идеографические аспекты русской грамматики. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 168-202.
14. Ярская-Смирнова В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Модусы темпоральности в нарративах о доступности городской среды // Социологические исследования. 2021. № 2. С. 92-102.
15. Longman Dictionary of Contemporary English Online, 2021. URL: https://www.ldoceonline.com/(дата обращения 11.11.2021)
16. The Economist. Quantum weirdness helps design better accelerometers URL: https://www.economist.com/science-and-technology/2021/06/12/quantum-weirdness-helps-design-better-accelerometers (дата обращения: 11.11.2021)
Поступила в редакцию 2021-12-14
Опубликована 2022-10-14
Раздел
Лингвистика
Страницы
1027-1036